Целью государственного регулирования является формирование благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей услуг и воспрепятствования недобрособственной конкуренции на территории России со стороны иностранных контрагентов.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование, взаимодействие органов власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; ведет переговоры и подписывает международные договоры; определяет порядок вывоза/ввоза драгметллов и камней; определяет ограничения ВТД в случае международных санкций. В обязанности Правительства РФ входят: организация внешней и внутренней торговой политики; регулирование экономических процессов; формирование федеральных программ; выработка инвестиционной политики; управление федеральной собственностью; политика в сфере международного сотрудничества; общее руководство таможенным делом; меры по защите интересов отечественных производителей товаров и исполнителей услуг и работ;
|
|
единая финансовая, кредитная, денежная, налоговая, миграционная политики, политика цен;
управление внутренним и внешним долгом; руководство валютно-финансовыми отношениями с иностранными государствами;
обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности страны;
заключение международных договоров, обеспечение их выполнения, контроль за исполнением другими участниками этих договоров;
регулирование и государственный контроль за ВЭД, международным научно-техническим сотрудничеством и культурными связями.
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, представляющие собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования, определяют взаимосвязь внешнеторгового законодательства, политики и механизма регулирования валютных отношений в рассматриваемой сфере и направлены на:
обеспечение единства внешнеторговой политики как составной части внешней политике. Внешнеторговая политика является неотъемлемой частью внешнеэкономической политике государства. Это предопределяет необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками. Так, например, присоединение России к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись;
обеспечение единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти и государственными органами власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положения Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях зашиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских лиц;
|
|
обеспечение единства политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами власти установленного Российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия и технологий их создании, по выявлении, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;
обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория - это территория над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория РФ определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя также в морской экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ;
обеспечение приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, т.е. предоставлять одним субъектам лучшие а другим субъектам - худшие условия для внешнеторговой деятельности;
защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников страдали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может принимать ответные меры; исключение неоправданного вмешательства государства и органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государстве вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
|
|
Инструментарий правительственной компетенции заключается в использовании:
специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер во внешней торговле товарами, установление ставок таможенного тарифа;
количественных ограничений экспорта, импорта и порядка их применения; (в исключительных случаях - ст. 21 Закона №157-ФЗ - могут быть введены временные меры по ограничению или запрету экспорта продовольствия или иных существенных важных товаров, чтобы избежать дефицита на внутреннем рынке; ограничению импорта сельхозтоваров, водных биологических ресурсов, чтобы сократить производство или продажу аналогичного товара в России);
разрешительного порядка ввоза вывоза отдельных товарных групп, определения перечня таких товаров;
порядка лицензирования ВТ товарами, ведения банка выданных лицензий;
перечня товаров, за экспортом\импортом которых ведется наблюдение, порядка наблюдения по представлению МЭРТ);
принятии решений введении ответных мер против иносгосударств;
порядка вывоза\ввоза ядерных (расщепляющихся) веществ;
порядка вывоза из России товаров, составной частью которой является информация, заключающая государственную тайну;
утверждении товарной номенклатуры ВЭД; Кроме того к компетенции правительства относится:
определение метода распределения квот на импорт/экспорт товаров, порядок проведения конкурсов или аукционов по квоте;
введение предотгрузочной инспекции к отдельным товарным группам по импорту, согласно утвержденному списку на срок до трех лет, утверждать положение об этой инспекции (в этом случае должны быть снижены таможенные пошлины на соответствующие товары, срок рассмотрения заявки импортера не должен превышать 3 дней. Орган предотгрузочной инспекции определяется на конкурсной основе Правительством, утверждается им);
|
|
порядок осуществления приграничной торговли (ст. 41);
запреты и ограничения о внешнеторговым бартерным сделкам, контроль за ними (ст. 43,44);
сбор и обработка статистических данных по ВТ, их опубликование, создание федеральной статистическом отчетности (ст.48)
создание торгпредств за рубежом (ст. 50) и выдача согласия на создание таковых субъектами Федерации (ст.8), а так же другие, уже ранее перечисленные в ряду задач государственного регулирования.
Особое место отводится функциям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно рассматривается как уполномоченное правительством для государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, правительство вносит:
предложения по торговой политике;
предложения по мерам госрегулирования внешней торговли;
предложения по заключению международных договоров или иных договоров в сфере ВЭС;
согласовывает все предложения других министерств или органов исполнительской власти в области ВЭС;
согласовывает все предложения других министерств или органов исполнительской власти в области ВЭС;
согласовывает все исполнительными органами власти субъектов Федерации планы и программы, касающиеся данного субъекта.
Осуществление лицензирования внешней торговли и ведение банка данных лицензий производится в случае, если необходимо временно ограничить экспорт\импорт; если товары оказывают неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь, здоровье нации, имущество физических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений, а также если требуется исключительное право на экспорт/импорт отдельных товаров или предполагается иное, предусмотренное в связи с выполнением международных обязательств. В целях проведения систематического или временного мониторинга за экспортом\импортом как временная мера может быть введен разрешительный порядок экспортно-импортных операций, который будет распространен на всех участников внешнеторговой деятельности на основании лишь их заявления (без ограничения).
Кроме того, министерством осуществляется управление внешнеторговой информацией (ст.47), предоставляемой на платной основе российским и зарубежным лицам.