Внешнеторговая политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия по регулированию экспортных /импортных операций с целью повышения их экономической эффективности согласно выработанной государством концепции хозяйственного развития, обеспечения приоритета национальных экономических и геоэкономических интересов в с глобализированного мирового хозяйства и обеспечения национальной экономической безопасности.
Внешнеторговая политика может быть ориентирована на автаркию – опору на собственные силы, при которой государство стремится не допускать отрицательного сальдо внешней торговли, т.е. когда экспорт меньше импорта, осуществляет жесткий контроль за движением товаров, услуг, капиталов при пересечении национальной таможенной границы, которая, как правило, подкрепляется закрытием последних путем введения длительной государственной монополии.
Альтернативной концепцией ВЭП является фритредерство (англ. свободная торговля), преследующее цель максимальной либерализации внешнеторговой сферы, использования преимущественно тарифных методов регулирования ВЭД при их минимизации в количественном отношении, обеспечения свободы передвижения трудовых ресурсов, капиталов, товаров и услуг при постепенном унифицировании на межгосударственном уровне норм и правил, а также условий деятельности на мировых рынках товаров, услуг и капиталов, при организации взаимных инструментов (тарифных и нетарифных) регулирования инвестиционно-товарных потоков. Именно политика свободной торговли лежит в основе создания различных региональных интеграционных объединений типа Европейского союза НАФ-ТА (США, Канада, Мексика) и др. Экспорт рассматривается как базовая составляющая хозяйственной деятельности отраслей, регионов, промышленных союзов и корпораций.
|
|
На уровне отдельной страны доля экспорта в объеме мирового экспорта является репрезентативной характеристикой динамики национального воспроизводственного процесса, уровня взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов с партнерами из других стран, свидетельством национальной конкурентоспособности производителей, а следовательно, одним из индикаторов прогнозирования тенденций экономического развития страны в целом. Структура экспорта и динамика изменения объемов экспорта - это важнейшие характеристики, показывающие место и роль страны в системе международного разделения труда, свидетельствующие об открытости национального хозяйства и эффективности государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, о репутации и уровне участия страны в межгосударственном регулировании внешнеторговой сферы. Стратегия экспансии в сферах и отраслях, где рейтинговые оценки определения международной конкурентоспособности довольно высоки, выступает базовой составляющей внешнеэкономической политики государства, которой подчинен весь арсенал политических и экономических инструментов, используемых при проведении внешней политики на мировой арене.
|
|
Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, сохранение экологической безопасности, социальное развитие общества, Кроме того, она должна обеспечивать строгий контроль за уплатой налогов (и их собираемость) и оптимизировать процесс вывоза капитала.
Выгода от внешней торговли заключается в том, что кроме прочих уже называвшихся факторов, она позволяет сравнивать экономические уровни стран, как бы стимулируя их развитие. При этом одни страны освобождаются от перепроизводства, другие получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые непросчитанные ограничения внешней торговли отрицательно отражаются на экономике страны. Инструментами государственного регулирования являются тарифные и нетарифные методы, а реализуют их соответственно уполномоченные государством организации или общественные организации.
Во внешнеторговой политике имеют место следующие виды торговых режимов: наибольшего благоприятствования, протекционизм, преференциальный.
Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый на базе межгосударственных соглашений, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют базовые ставки таможенного тарифа. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте, а пошлина, в свою очередь, выполняет фискальную функцию и взимается при пересечении товаром национальной таможенной границы и при осуществлении внешнеторговой сделки, повышая тем самым стоимость/цену импортируемого товара.
Протекционизм, представляющий собой систему мер преимущественно нетарифного характера, предполагает возможность использования экономических механизмов регулирования внешней торговли. Он направлен на защиту национального рынка и производителя от конкуренции с зарубежными производителями аналогичной продукции. В условиях цивилизованного регулирования ВЭД меры протекционизма, вплоть до государственной монополии, вводятся на четко оговоренный страной с государствами-партнерами период, а дополнительно получаемые средства, например, при более высоких таможенных пошлинах направляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торгового протекционизма. Торговый протекционизм, широко используемый многими странами, отличается использованием преимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов.
Преференциальный режим определяется, как правило, на уровне ООН и его организаций по отношению к ряду экономически слаборазвитых, нуждающихся в поддержке стран, состав которых корректируется ежегодно и согласовывается с ВТО. В этом случае весь экспорт этих стран поставляется или беспошлинно для импортеров, или при минимальной ставке таможенной пошлины (не превышающей 5%).
В сфере движения капитала ВЭП охватывает следующие аспекты:
расширение масштабов отечественного накопления;
увеличение национального производства, в том числе развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение занятости населения; формирование благоприятного, в первую очередь для национального инвестора, инвестиционного климата, который способствовал бы производственному использованию внутренних инвестиционных ресурсов и делал бы нецелесообразным массовый отток капитала за границу;
|
|
содействие структурной перестройке российского хозяйственного комплекса, включая аспекты рационального привлечения передовой технологии и техники из-за границы, опыта управления производственными инновационно ориентированными, конкурентоспособными на мировых товарных рынках структурами, а также разумного импортозамещения, отвечающего национальной концепции хозяйственного развития;
органичное использование преимуществ как международного разделения и кооперирования труда, так и мирового рынка капиталов в целях создания устойчивых предпосылок динамичного экономического развития страны;
формирование системы регулирования и контроля передвижения российского капитала за национальную границу, в связи с чем:
расширение сети технического сервиса за рубежом для поставляемой на экспорт машинотехнической продукции;
развитие сети производств путем создания новых предприятий и приобретения пакетов акций (и контрольного также) действующих предприятий для поставки в Россию экономически оправданного импорта, исходя из складывающихся пропорций как в разделении труда, так и в издержках производства и трансакционных расходов;
использование разнообразных возможностей возврата государственных долгов Российской Федерации со стороны зарубежных стран как путем конверсии их в реальные, прямые инвестиции, так и за счет использования договорных отношений на уровне Лондонского, Парижского клубов, а также различных международных страховых организаций;
привлечение зарубежных инвестиций, в том числе в виде создания отдельных видов производств, развития сферы услуг и инфраструктуры России и ее регионов (в т.ч. и вследствие погашения внешних долгов);
создание устойчивых связей российского и зарубежного капиталов на основе производительного использования инвестиционных потенциалов государств в условиях органичного вхождения России на принципиально отличной основе в систему мировой экономики;
|
|
формирование системы государственного регулирования привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций и обеспечения единообразного правового поля регулирования на уровне центра и регионов.
Проведение валютной политики в рамках ВЭП преследует цель поддержания экономической стабильности и создания прочной основы для развития взаимовыгодных международных связей на базе равноправных партнерство путем воздействия на валютный курс и операции по обмену валюты. Кроме того, валютное регулирование предполагает 2 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках (п.4 ст. 12 Закона), в том числе и такими резидентами, как уполномоченные банки и валютные биржи (п.8 ст.12 Закона); порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов (п.2 ст. 13 Закона); порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом – peзидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (п. 2,3,5 ст. 14 Закона); порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов (п.8 ст. 14 Закона); порядок резервирования и возврата суммы резервирования (п.1 ст. 16 Закона); критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств (п.2 ст. 17 Закона); единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п.1 ст.20 Закона); обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов (п.1, 6 ст.21 Закона) и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже (п.4 ст.21 Закона); перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки Ю-5 ст.21 Закона).
Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие: порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа, коммерческих кредитов, а также на условиях приобретения резидентами у нерезидентов долей, вкладов паев в имуществе юридических лиц и внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ст.7 Закона); порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (п. 7 ст. 12 Закона); порядок, ввоза и пересылки в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п.5 ст. 15 Закона); порядок осуществления предварительной регистрации счета или вклада, открываемого в банке за пределами территории РФ.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.
Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.
| |||
|
|
|
Схема 1. Агенты валютного контроля
Под уполномоченными банками понимаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
К основным задачам агентов валютного регулирования относятся:
осуществление контроля за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями;
соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;
проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Формами регулирования служат обязательная продажа части валютной выручки; наличие лицензии Центробанка РФ на предоставление рассрочки платежа свыше нормативно оговоренных календарных дней; свободный перевод средств или при наличии лицензии ЦБ РФ как гражданами России (в т.ч. личных средств) так и юридическими лицами - резидентами валютных ресурсов за границу; запрет на хождение зарубежной валюты в платежных операциях не внешнеэкономического характера и др. В валютном регулировании также можно выделить меры экономического характера и административного принуждения. Например, функции контроля за правомерностью контрактной цены при импорте возложены на органы Государственного таможенного комитета, но цель такого контроля определяется преимущественно не задачами соблюдения экономической эффективности, ненарушения конкурентной среды для российских импортеров, а фискальными задачами - сбором импортных пошлин. И если эта задача решается, то в условиях неподготовленности России к широкой либерализации ВЭД (ни в правовом отношении, ни в кадровом, ни в организации и технике осуществления ВЭД, ни в знании международных норм, правил и обычаев и т.д.) вопрос экономической эффективности не только импорта, но и экспортных операций оставлен на откуп хозяйствующим субъектам, что, как свидетельствует практика, наносит существенный ущерб хозяйственному потенциалу страны.
В мировой практике к мерам административного воздействия в сфере валютных отношений относятся также возможность сосредоточения валютных операций исключительно в уполномоченных государством банках (своего рода государственное лоббирование), валютные ограничения для импортеров, в том числе вывоза иностранной валюты с территории страны при личных поездках граждан, определенными нормативными актами суммами, ограничения на обмен валюты и др. экономическим мерам можно отнести взимание дополнительных налогов при обмене валюты, введение различных налоговых ставок подоходного налога на доходы от деятельности в национальной валюте и иностранной, различного рода льготирование резидентов и нерезидентов при их инвестировании в иностранной валюте и т.д.