Механизм государственного регулирования внешней торговли в России

Механизм государственного регулирования включает таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Таможенно-тарифное регулирование применяется исключи­тельно к видимым товарам и заключается в установлении ввоз­ных/вывозных (экспортных, импортных) пошлин. Нетарифное регулирование применяется также в торговле видимым продуктом.

Разработанные в конце 90-х гг. принципы построения системы государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность сохраняются и в настоящее время, хотя жизнь вносит некоторые коррективы непосредственно в модель управления ВЭД. Приоритет по-прежнему составляет отказ от преимущественного использования административно-управленческих методов с постепенным усилением результативности мер экономического характера. Государство сохраняет за собой функции контроля и регулирования экспортно-импортной деятельности.

Внешняя торговля – основное звено во внешнеэкономической деятельности: она активно участвует в формировании национального дохода, при этом являет собой сферу сопряжения интересов и требований (в том числе государственных стандартов разных стран) и нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих в операциях купли- продажи (практически все контракты во внешней торговле можно привести к базовой форме «купля-продажа» товаров, услуг или промышленной собственности) контрагентов. Специфика внешней торговли заключается в том, что она является продолжением воспроизводственного цикла в его звене «реализации», но за пределами национальной таможенной границы. А отсюда, как следствие, то обстоятельство, что внешняя торговля может быть реализована на рынках. Однако внешняя торговля не является определяющей для выра­ботки стратегии хозяйственного развития отдельного субъекта, она лишь призвана повысить эффективность предпринима­тельской деятельности за счет сравнительного низкого уровня издержек производства и соответственно ценообразования (из­держки и цены более низкие должны быть в стране-экспортере, иначе он не заинтересован в экспорте).

1990-е годы характеризовались в России тем, что сложилась ситуация, когда внешнеторговая деятельность представляла со­бой единственно стабильную платежеспособную сферу. В насто­ящее время ситуация постепенно изменяется, и внешнеторговые операции, при сохранении у хозяйствующих субъектов сущест­венного интереса их реализации, теряют статус «единственного источника» получения реальных денежных средств за произве­денную продукцию. Превалирование в структуре экспорта сырь­евой группы товаров (иначе называемая как нерациональная структура экспорта), характерное для российской внешней тор­говли на протяжении почти полувека, обусловлено тем, что это единственно возможный стабильный источник, требующий на­именьшего количества затрат и усилий со стороны экспортеров для получения валютной выручки. Сырьевая ориентация внеш­ней торговли России свидетельствует о достаточно высокой сте­пени консервативности развития данной сферы экономики унаследовавшей структуру еще с конца 60-х гг. система регулирования внешнеэкономической деятельности в России в своевременных условиях сведена к воздействию на традиционно реализуемые сделки внешней торговли, практически без учета геополитической и геоэкономической стратегий вхождения российской экономики в глобализированное мировое хозяйство и обеспечения соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе межгосударственного регулирования мировой торговли.

Рассматривая механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие меры нетарифного регулирования:

сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется; перераспределение квот на основе конкурсной продажи;

создание торгового реестра России (как это имеет место в развитых странах – заявительная регистрация участников ВЭД);

сертифицирование экспорта и импорта (к примеру, при экспорте необходим как сертификат происхождения товара, так и экспортный сертификат);

 любого рода проверки безопасности ввоза товаров (фумигация, сан-эпидконтроль, дезактивация и прочее);

распространение на импорт внутренних фисков; НДС акци­зы и другого рода пошлины и сборы (в том числе, к примеру, введенный с августа 1998 г. налог с продаж);

 использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин;

совершенствование системы экспортного контроля при углублении сотрудничества в этой области с ЕС и другими груп­пировками и альянсами.

В соответствии с новым Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ранее рассматриваемые меры в качестве прямого экономического регулирования практи­чески исключены из перечня мер, которые можно использовать. Но это вовсе не означает, что они не приемлемы. Во-первых, го­сударственные программы по НИР и НИОКР, в том числе с упором на последующую экспортную ориентацию хозяйствующих субъектов на обеспечение выпуска серийного производства вполне реализуемы, если они не направлены на производство экспортируемого в данный момент времени продукта. Во-вторых, если они не предоставляются в качестве некого скрытого субсидирования (или в порядке безконкурсного лоббирования), определенным хозяйствующим субъектам, чем, естественно подрывают добросовестность конкурирования на внутреннем и внешнем рынках. Абсолютно необходимы (и имеют место практически во всех странах ВТО) дотации и субсидии в развитии национальной инфраструктуры хозяйственного комплекса в том числе приоритетно важных отраслей экономики.

В условиях постепенного сближения уровня внутренних и мировых цен не исключается использования на разнообразного инструментария для единого регулирования на федеральном уровне тарифной политики естественных монополий, поскольку последнее являются основным ценообразующим звеном в системе издержек производства как для внутреннего, так и внешнего потребления. Например, более низкие цены на природный газ внутри страны определяются издержками его добычи и транспортировки и они одинаковы как для производителей товаров для внутреннего потребления, так и для экспортеров, а потому не нарушают принципа добросовестности конкурирования. Не исключается также, в соответствии с положениями соглашений ВТО возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования в отдельные сектора эко­номики. Все субсидии подразделяются на красную, желтую и зе­леную корзины. Красные - не разрешены, желтые и зеленые - не запрещены. В частности, к красным отнесены субсидии, подры­вающие конкуренцию на внутреннем или внешнем рынках, в том числе порождающие возможность демпинга. Для сельского хо­зяйства механизм субсидирования еще более гибкий, поскольку их применение имеет место практически во всех странах.

В части привлечения иностранных инвестиций, преимуще­ственно прямых и производственной направленности, также предполагается возможность использования разнообразного ад­министративного инструментария, но не противоречащего Со­глашению ТРИМС (инвестиции, связанные в торговой деятель­ностью). Например, ограничение для иностранного инвестора по поводу привлечения только национальной рабочей силы или национального оборудования для обустройства производства противоречит принципу добросовестности конкурирования, но введение жесткого регулирования по привлечению иностран­ной рабочей силы на территории России и ее субъектов создаст преимущества для повышения занятости национальных кадров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: