Сотрудничество России со странами Европы на протяжении более чем 40 лет развивалось в тесном взаимодействии.
Формирование системы международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.
По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.
В настоящее время все базовые соглашения, определяющие условия торгово-экономического сотрудничества, а также соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество, о поощрении и защите капиталовложений подписаны практически со всеми странами — бывшими членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), а также со странами — бывших республиками СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Среди них:
- Договор о торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с Польшей (сентябрь 1993 г.);
- Соглашение о торговых и экономических отношениях Российской Федерации с Чехией (август 1993 г.);
|
|
- Соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации со Словакией (март 1993 г.);
- Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Македонией (май 1993 г.) и др.
В соответствии с условиями этих соглашений страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования. Расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются в свободно конвертируемых валютах, хотя по взаимной договоренности с некоторыми странами допускаются расчеты на условиях клиринга или в национальной валюте.
Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.
|
|
Принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.
Вместе с тем следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества.
Сотрудничество России с государствами региона строилось на новой договорно-правовой базе, которая отражала новые национально-государственные интересы. В совместном заявлении президента РФ и президента Республики Польши по случаю подписания Договора между РФ и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве подчёркивалось, что они осуждают антигуманную сущность тоталитаризма во всех его проявлениях, заявляют о своей решимости преодолеть негативное наследие прошлого и строить качественно новые двусторонние отношения в будущем на основе позитивных ценностей в истории обоих народов и государств, а также международного права, демократии и соблюдение прав человека.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами или группами стран.