Характеристика экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

Многообразие и сложность международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности действий всех ветвей власти и соответствующих ведомств.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели Российская Федерация:

- добивается максимальных выгод и сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны;

- создает благоприятные политические условия для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России;

- принимает меры торговой политики для защиты интересов Российской Федерации в соответствии с международными правилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий;

- оказывает государственное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки;

- содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;

- продолжает наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировых энергорынков;

- укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита;

- активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ;

Успех реализации положительного потенциала интернационализации мировой экономики в интересах экономического развития страны во многом определяется осознанием того, что глобализация становится повсеместным императивом. Важно находиться в русле основных мировых экономических процессов. Следует также подчеркнуть, что при разработке прогнозных вариантов экономического развития России необходимо более тщательно учитывать возрастающее значение процессов интеграции в мировое экономическое пространство

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу. Для реализации указанной цели необходимо следующее:

1. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей;

2. защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы;

3. подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере;

4. участие в переговорах по сотрудничеству с Европейской ассоциацией свободной торговли;

5. переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики;

6. содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.;

7. участие в урегулировании задолженности бывшего СССР путем подготовки к подписанию межправительственных соглашений и протоколов о товарном наполнении погашаемой задолженности с упором на товары с высокой долей добавленной стоимости;

8. участие в реализации различных программ технического содействия со странами Европы, решение вопросов, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов, построенных в европейских странах по линии технического содействия бывшего СССР;

9. оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров;

10. анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Восточной Европы в целях использования позитивного опыта;

В настоящее время в странах Европы наблюдается тенденция к наращиванию сотрудничества с Россией. Но, это не является признаком восстановления крепких партнерских отношений. К тому же данная тенденция наблюдается не во всех странах европейского региона, а только в его отдельных странах. Это мера вызвана в значительной мере невозможностью соответствия стран Европы к общему уровню конкурентоспособности товаропроизводства в ЕС. Сегодняшнее улучшение отношений между Россией и странами Европы можно рассматривать как альтернативу для европейских стран сотрудничества с ЕС.

Помимо этого, серьёзной предпосылкой для увеличения экспорта стран региона в Россию является наличие и усиление стратегического интереса к России у крупных иностранных инвесторов, действующих на рынках стран Европы.

Несмотря на введение между Россией и странами Европы визового режима для взаимных поездок граждан, наблюдается рост туристических обменов, особенно с Болгарией, Чехией, Словакией, Румынией. Развивается взаимодействие радио и телевизионных компаний России и государств Европы, сотрудничество информационных агентств, книгоиздательских фирм, значительно увеличивших тиражи и число наименований печатаемых литературных произведений как российских, так и восточноевропейских авторов. Все это способствует сближению культурного уровня населения стран, увеличению контактов между людьми, созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях России и стран Европы.

Таким образом, в странах Европы наблюдается рост интереса к России как государству со стабильной внутренней обстановкой, динамично развивающейся экономикой, активной многовекторной внешней политикой. Партнерские, добрососедские взаимодействия с Россией отвечают долгосрочным интересам некоторых государств Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: