Инвестиционные отношения Евросоюза и России

Не смотря на спад общего производственного потенциала промышленности России (Рисунок 1), экспорт продукции в страны Центральной и Восточной Европы вырос.

 

Рисунок 1 – Индексы промышленного производства в России 2007-2009 гг.

В течение трансформационного периода страны Европы добились в целом весьма впечатляющих успехов в деле формирования рыночной экономики. Конечно, среди них есть и лидеры, и аутсайдеры, но общий вектор развития выглядит довольно устойчиво.

Вследствие трансформационных процессов в странах региона и в самой России масштабы и формы двух и многостороннего экономического сотрудничества кардинально изменились по сравнению с периодом 1949-1989 гг. и по всей вероятности восстановлению не подлежат (хотя отдельные элементы существовавших тогда механизмов и по сей день не потеряли своей актуальности).

В странах Европы наблюдается рост присутствия российского бизнеса и капитала, участие в приватизации местных предприятий. Только за последние два-три года крупные и средние российские компании приобрели в странах Европы собственность, стоимость которой по рыночным оценкам составляет более 10 млрд. долл. Главным образом это предприятия в топливно-энергетической отрасли, металлургии, а также в туристическом бизнесе и на транспорте.

Так, например, российская компания «Лукойл» приобрела ведущую болгарскую нефтяную компанию «Нефтохим Бургас», «Русский Алюминий» владеет мажоритарным пакетом акций румынской глиноземной кампании «Цемтраде СА», российские фирмы участвуют в развитии будапештского метрополитена в Венгрии, победили в тендерах по приватизации словацкого оператора транзитного нефтепровода, чешских предприятий «Шкода-ядерное машиностроение» и «Шкода-сталь», болгарских ТЭС «Варна» и «Руссе», по ремонту венгерской АЭС «Пакш».

В плане продвижения российских технологических достижений созданы условия для завершения сооружения в Братиславе Циклотронного центра, достигнута принципиальная договоренность о создании в Мишкольце (Венгрия) учебно-производственного центра на базе нанотехнологий.

В свою очередь, заметно активизировали деятельность на российском рынке и компании стран Европы. Подписаны крупные контракты о сотрудничестве между ФГУП ПО «Уралвагонзавод» и чешской фирмой «АЛТА-Брно», строительстве завода по утилизации бытовых отходов между Правительством Москвы и венгерской фирмой «Будагеп-Будалюкс», создании российско-словацкого полиграфического совместного предприятия в Ростове-на-Дону.

Основная часть сотрудничества России и Европы заключается в предоставлении услуг, а также поставке и транзите энергоресурсов.

С некоторыми странами Европы на взаимовыгодной основе развивается военно-техническое сотрудничество по ремонту и модернизации военной техники российского (советского) производства, находящейся на вооружении соответствующих армий, поставкам современных образцов российских вооружений.

Происходит процесс сближения предпринимательских кругов. Созданы российско-польский и российско-болгарский Бизнес-советы, объединивший ведущих представителей деловых и финансовых элит соответствующих стран.

    Возможности сотрудничества России и Румынии практически не используются. Ярким свидетельством является тот факт, что на рынке России нет румынских товаров. Румыния хочет, чтобы это положение изменилось.

Одной из областей сотрудничества России и Румынии является расширение транзитных мощностей газопровода для поставки природного газа из России в Румынию и третьи страны, где работают совместно российский «Газпром» и румынский «Ромгаз».

Среди крупных предприятий можно выделить «Лукойл», который купил румынское предприятие по разработке нефти и продает продукцию на Балканах, в том числе наиболее активно – в Румынии и Сербии.

Международное сотрудничество России и Чехии – Торгово-экономические отношения между Россией и Чехией в последние годы демонстрируют позитивную динамику. Российско-чешский товарооборот в 2007 г. составил 8,4 млрд. долл. (в 2006 г. – 7,5 млрд. долл., в 2005 г. – 5,5 млрд. долл., в 2004 г. – 3,7 млрд. долл.), в том числе российский экспорт в Чехию – 5,5 млрд. долл., российский импорт – 2,9 млрд.долл.

В 2005 году был подписан договор с Volkswagen об открытии нового завода Skoda в городе Калуга.

Начало сборки на новом заводе в Калуге означает, что концерн Volkswagen окончательно закрепился на рынке России, имеющем огромное будущее. Сборка автомобилей Volkswagen и Skoda в этом динамично развивающемся городе дает возможность выиграть от быстрого развития автомобильного рынка страны. Фундамент нового завода был заложен в расположенном к юго-западу от Москвы регионе 28 октября 2006 года.

Первые собранные в России модели, Skoda Octavia и Volkswagen Passat, сошли с конвейера в ходе торжественной церемонии в присутствии 600 гостей из числа сотрудников концерна, представителей деловых и политических кругов. В 2009 году возможности завода предусматривали сборку около 66 000 автомобилей обеих марок на первом завершенном производственном участке. В декабре 2009 года, когда была введена в строй вторая очередь строительства, имеющая собственный цех окраски, кузовной и сборочный цеха, теперь завод сможет выпускать до 150 000 автомобилей в год.

Россия является для марок Volkswagen и Skoda стратегическим рынком с большим потенциалом. Компания Skoda начинает сборку своей модели Octavia – важный сигнал для дальнейшего развития марки. В Чехии автомобили производятся уже на трех заводах, кроме того, производство размещено в Индии, в Украине, в Боснии и Казахстане. А теперь и в России. Таким образом, завод в Калуге –пятый завод Skoda за границей. Деятельность компании Skoda Auto имеет общемировой масштаб.

Международное сотрудничество России и Словакии – 7 апреля 2010 г. в Братиславе был подписан ряд документов, в том числе касающихся железнодорожного транспорта, в том числе о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и АО «Татравагонка».

«ТатраВагонка» – одна из крупнейших европейских компаний по производству продукции транспортного машиностроения. Основной сферой ее деятельности являются разработка, производство и сбыт путевых транспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок и их узлов, специальных транспортных средств.

Между ОАО «РЖД», ОАО «ПГК» и АО «Татравагонка» подписано Соглашение о совместном участии сторон в создании для нужд ОАО «ПГК» крытого вагона. Разработаны, согласованы и утверждены Технические требования и Техническое задание на создание универсального крытого вагона с осевой нагрузкой 25 тн. АО «Татравагонка» ведется работа по проектированию данного вагона.

7 апреля 2010 года ОАО «РЖД» и АО «Татравагонка» подписали соглашения о научно-техническом сотрудничестве.

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве заключается для развития совместных проектов в области изготовления и испытаний железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Торгово-экономические связи между Россией и Словакией находятся на достаточно высоком уровне. Взаимовыгодное российско-словацкое сотрудничество направлено на дальнейшее укрепление активных позиций российских компаний на европейском рынке.

Анализируя все вышесказанное, можно сказать что сотрудничество Российской Федерации и Стран Европы в сфере производства товаров имеет положительные тенденции: В товаропроизводство втягиваются все новые государства и фирмы, развиваются новые направления для сотрудничества и торговли. Но существующий финансовый кризис не добавляет оптимизма в перспективы торговли и инвестиционного сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: