Процесс товароснабжения предприятия общественного питания ООО «Верона» заключается в организации, доведения товаров от производителей до предприятия в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Для детального рассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить предприятие ООО «Верона» в общей схеме товароснабжения.
Предприятие-производитель | Оптовое торговое звено | Розничное торговое предприятие | Потребитель | |||
Рисунок 2.1 - Схема товароснабжения предприятия ООО «Верона»
Процесс товароснабжения можно подразделить на следующие основные этапы:
· организация закупки товаров;
· распределение по торговым предприятиям;
· организация завоза;
· приемка и хранение товаров.
Закупочная деятельность предприятия общественного питания ООО «Верона» должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы предприятие вело систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
|
|
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в ООО «Верона» в зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров на предприятие общественного питания со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению на предприятия общественного питания.
Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности предприятия ООО «Верона» (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.
Транзитный завоз товаров в столовую снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение продукции потребителю, содействует улучшению сохранности товаров.
В большинстве случаев транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных в одном городе.
|
|
При снабжении предприятия ООО «Верона» применяют две формы доставки:
· Централизованная;
· Децентрализованная.
Централизованная - доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.
При более глубоком рассмотрении централизованного метода можно выделить два способа доставки товаров:
· Линейный;
· Кольцевой.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и предприятием общественного питания ООО «Верона» хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателем, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия ООО «Верона» выдается доверенность (форма №2).
Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименованием ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима подпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.
Основными документами, на основании которых поступают товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.
Счета-фактуры составляются предприятием-поставщиком на имя предприятия-покупателя, в данном случае на имя ООО «Верона» в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с момента отгрузки товаров или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм по налогу на добавленную стоимость. Второй экземпляр счета-фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж.
В счете-фактуре должны быть указаны:
· порядковый номер счета-фактуры;
· наименование и регистрационный номер поставщика товаров;
· наименование получателя товаров;
· стоимость (цена) товаров;
· сумма НДС;
· дата предоставления счета-фактуры.
В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяют подписью руководителя ООО «Верона» и печатью предприятия-поставщика с указанием даты исправления.
Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журнале учета счетов-фактур в течение полных пяти лет с даты их получения. Они должны быть подшиты и пронумерованы.
Покупатели товаров ведут журнал учета полученных от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок. Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур в целях определения сумм налога на добавленную стоимость. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных товаров. Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы пронумеровывают и скрепляют печатью. Контроль над правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным лицом.
Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет с даты последней записи.
|
|
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафование за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
При продвижении товаров от поставщиков до предприятия ООО «Верона» возникают транспортные расходы и проблемы их оплаты.
Транспортные расходы могут оплачиваться:
· поставщиком;
· покупателем;
· частично поставщиком, частично покупателем.
В зависимости от договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателями.
Бухгалтерия предприятия ООО «Верона» должна контролировать полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты.
Контроль должен начинаться с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше с момента их фактического поступления.
При анализе основных показателей можно сделать заключение о том, что предприятие ООО «Верона» эффективно проводит политику товароснабжения. Товар на предприятие завозиться регулярно, и при реализации уже готовой продукции потребителям предприятие общественного питания ООО «Верона» получает прибыль.