При анализе возможности движения автомобиля строят динамический паспорт автомобиля. Для этого к динамической характеристике достраивают номограмму нагрузок и график контроля буксирования. При этом заданными являются:
1) Уклон (подъем) дороги i (для определения коэффициента суммарного дорожного сопротивления y);
2) Тип и состояние дороги (для определения коэффициента сцепления шин с дорогой jх).
С учетом найденных значений по динамическому паспорт определяют передачу в КП и максимальную скорость, с которой порожний и полностью груженный автомобиль может (или не может) двигаться на подъем при полной подаче топлива для двух вариантов:
1) Дорога – мокрое асфальтобетонное шоссе; подъем 10%(i=0,1);
2) Дорога – снежный накат; подъем 10% (i=0,1).
2.3.1. Коэффициент суммарного дорожного сопротивления.
y=f*cosa ± sina,
где f – коэффициент сопротивления качению эластичных шин автомобиля;
a- уклон (подъем) дороги в градусах ({+} - подъем, {-} - уклон).
В задании мне дано y=0,36.
Принимая для малых углов уклона дороги cosa»1, коэффициент суммарного дорожного сопротивления рассчитывают по формуле:
|
|
y=f± sina= f±tg(tgb)=f±i,
На коэффициент сопротивления качению оказывают влияние различные факторы: тип и конструкция шин, ее техническое состояние, вертикальная нагрузка и горизонтальная реакция, тип и состояние дорожного покрытия, давление воздуха в шине и т.д. Считая техническое состояние хорошим, а давление воздуха соответствующим норме, при анализе тягово-скоростных свойств автомобиля учитывают влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению по формуле:
f= fo(1+V2а/1500), (16)
где Vа-скорость движения автомобиля, м/с;
fo-коэффициент сопротивления качения при малых скоростях;
Vа=80 км/ч=22,21 м/с;
Для дороги с асфальто- и цементобетонным покрытием при fo=0,025:
f= 0,025*(1+(22,21)2/1500)=0,033, (17)
y=0,033+0,1=0,133 (18)
Для дороги укатанной снегом при fo=0,04:
f= 0,04*(1+(22,21)2/1500)=0,053, (19)
y=0,053+0,1=0,153, (20)
Анализ тормозных свойств автомобиля
Тормозная система обеспечивает служебное и экстренное (аварийное) торможение основной (рабочей) тормозной системой и непосредственным образом влияет на безопасность дорожного движения. Оценочные показатели тормозных свойств регламентированы для различных категорий автомобилей требованиями ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения».
Основными показателями тормозных свойств являются установившееся замедление jуст и путь торможения Sm. Установившееся замедление определяется выражением:
|
|
jуст=(jх* cosa+ f±i)*g, (21)
где g- ускорение свободного падения;
g=9,8 м/с2;
В случае экстренного торможения максимальное замедление может быть определено по упрощенной зависимости:
jуст max=jх*g, (22)
при jх=0,4:
jуст max=0,4*9,8=3,92, (23)
при jх=0,8:
jуст max=0,8*9,8=7,84, (24)
Значение тормозного пути рассчитывают по формуле:
ST=A*V0+ V02/26 jуст, (25)
где V0-начальная скорость торможения, км/ч;
А- коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозных механизмов;
jх=0,4, A=0,16
V0=20(км/ч): ST=0,16*20+202/26*3,92=7,12 м,
V0=40(км/ч): ST=0,16*40+402/26*3,92=22,09 м,
V0=60(км/ч): ST=0,16*60+602/26*3,92=44,92 м,
V0=80(км/ч): ST=0,16*80+802/26*3,92=75,59 м,
V0=100(км/ч): ST=0,16*100+1002/26*3,92=114,12 м,
jх=0,8,A=0,16:
V0=20(км/ч): ST=0,16*20+202/26*7,84=5,16 м,
V0=40(км/ч): ST=0,16*40+402/26*7,84=14,24 м,
V0=60(км/ч): ST=0,16*60+602/26*7,84=27,26 м,
V0=80(км/ч): ST=0,16*80+802/26 *7,84= 44,19 м,
V0=100(км/ч): ST=0,16*100+1002/26* 7,84= 65,06 м,
Таблица 1 Значения тормозного пути автомобиля, м
Коэффициент сцепления | Начальная скорость торможения, км/ч | |||||
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ||
jх=0,4 | 7,12 | 22,09 | 44,92 | 75,59 | 114,12 | |
jх=0,8 | 5,16 | 14,24 | 27,26 | 44,19 | 65,06 | |
Рис. 2. Графики зависимости ST= f(V0)