Оценочными показателями поперечной устойчивости автомобиля являются:
угол поперечного уклона дороги b при котором автомобиль опрокинуться при прямолинейном движении. Этот угол находят из уравнения статистического равновесия автомобиля:
b=arctgB/2hц, (26)
где B - колея передних колес, м.
Отношение B/2hц- называют коэффициентом поперечной устойчивости автомобиля:
m= B/2hц,, (27)
m=2 /2*1,72=1,72,
b=arctg(1,72)=34,97, (28)
- критическая скорость движения автомобиля по опрокидыванию, которая определяется по формуле:
где R- радиус кривизны полотна дороги в плане, м;
R=40: Vоп = 76,8 км/ч,
R=60: Vоп = 94,1км/ч,
R=80: Vоп = 108,6км/ч,
R=100: Vоп = 121,5км/ч,
Таблица 2 Значения критической скорости автомобиля по опрокидыванию
R,м | 40 | 60 | 80 | 100 |
Vоп, км/ч | 76,8 | 94,1 | 108,6 | 121,5 |
Критическую скорость автомобиля по заносу определяют при двух значениях коэффициента сцепления jх=0,4 и jх=0,8 различных значениях радиуса поворота по формуле:
|
|
jх=0,4
R=40: Vзан = 45 км/ч,
R=60: Vзан = 55,2 км/ч,
R=80: Vзан = 63,7 км/ч,
R=100: Vзан = 71,2 км/ч,
jх=0,8
R=40: Vзан = 63,7 км/ч,
R=60: Vзан = 78,07 км/ч,
R=80: Vзан = 90,15 км/ч,
R=100: Vзан = 100,8 км/ч,
Таблица 3 Значения критической скорости по заносу
R, м | 40 | 60 | 80 | 100 |
jх=0,4 | 45 | 55,2 | 63,7 | 71,2 |
jх=0,8 | 63,7 | 78,07 | 90,15 | 100,8 |
Рис. 3. Графики зависимости Vоп=f(R) и Vзан=f(R) при различных значениях jх