II. Понятие и функции профессии «менеджер»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Управление как профессия»

 

                                                                      

                                                                      Выполнил: студент заочного отделения

                                                                                          шифр 139-029, поток 39-В-УП

                                                                                          Петрова О. И.

                                                                                          _____________________________

                                                                                                    дата                подпись

                                                                                           Адрес: 186930, р. Карелия,

                                                                                           г. Костомукша

                                                                                           ул. Интернациональная д. 1, кв. 96

                                                                         Проверил: к. ф. н., доцент

                                                                                            Кавеев Камиль Акрямович

                                                                                            _____________________________

                                                                                                    дата                подпись

 

 

Сдана на проверку (дата, подпись) Проверена (дата, подпись) Предварительная оценка
     
     
     
     

 

Санкт-Петербург

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ИСТОРИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..…......5

II. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИИ «МЕНЕДЖЕР»…………...….……………8

III. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ…………………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

В годы перехода нашей экономики от планово-централизованной к рыночной все чаще словосочетание управление организацией или предприятием стало заменяться на словосочетание менеджмент организации, а термин «менеджер» заменил такие слова, как «руководитель», «управляющий». В настоящее время эти понятия используют как синонимы по отношению друг к другу. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемая русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент».

В энциклопедическом словаре находим следующее определение:

«Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ».[1]

Термин «management» произошел от английского – управление. «Менеджмент – это обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности».[2] Так же понятие менеджмента можно рассмотреть как:

- способ управления, руководства, направления или контроля;

- искусство управления и руководства;

- люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

В данном реферате мы рассмотрим управление как вид профессиональной деятельности. Выбрав тему «Управление как профессия», я основывалась на популярности в наше время профессии менеджер или управляющий. Процесс управления организацией используется практически во всех сферах деятельности. Тема моего реферата является актуальной, так как всем компаниям, без исключения, требуются профессиональные менеджеры, которые смогут при минимальных затратах обеспечить максимальную прибыль предприятию. Все чаще на рынке появляются новые организации, другие - расширяются, следовательно работодатели ищут управленцев и квалифицированных менеджеров. Однако, чтобы стать хорошим управляющим нужно знать основные задачи, качества, принципы современного менеджера. В связи с этим можно обозначить цель моего реферата – определить личность управляющего, характерные качества, требования и задачи, предъявляемые к нему.

Задачи реферата:

- раскрыть понятие «управление»;

- понять в чем заключается смысл профессионального управления;

- узнать функции менеджера, а также предъявляемые к нему требования;

- изучить основную сферу деятельности менеджера.

Материалом для написания реферата послужили такие источники, как учебная литература, научно-популярная литература, энциклопедический словарь.

Данный реферат состоит из трех параграфов, каждый из которых, согласно своему названию, раскрывает тот или иной аспект поставленной темы.

Первый параграф называется «История выделения профессиональной управленческой деятельности». Я внесла этот параграф в свой реферат, так как считаю, что прежде чем приступить к рассмотрению профессионального управления, нужно узнать откуда оно вообще берет свои истоки.

Второй параграф «Понятие и функции профессии «менеджер» рассказывает нам о том, кто такой менеджер, каковы его основные задачи, что входит в его профессиональные обязанности.

Третий параграф имеет название «Требования, предъявляемые к современному менеджеру». Как видно из названия, суть этого параграфа – обозначить требования и те личностные характеристики, которыми должен обладать современный управляющий.

В конце реферата, в заключение, я подвожу итоги рассмотренной темы, делаю обобщающие выводы.



I. ИСТОРИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Развитие производства в обществе привело к возникновению общественного объединения личностного специализированного труда. Главная черта этого социального явления -  профессионализм, то есть систематическое, с предсказуемым уровнем качества,
исполнение людьми определенных узкоспециализированных видов деятельности в общественном не технологическом (пооперационном) разделении труда. Общественное разделение профессионализма в общественном объединении труда -  это выделение, прежде всего профессиональной управленческой деятельности без которой невозможна непосредственно производительная деятельность. Результатом общественного объединения труда стал уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.

Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

Согласно концепции Р. Ходжеттса[3], управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла 4-5 тыс. лет назад -   в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде произошла первая трансформа­ция - превращение касты священников в касту ре­лигиозных функционеров, т.е. менеджеров. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели­гиозной деятельности, превратившись позже в соци­альный институт и профессиональное занятие.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

Суть второй революции в менеджменте заклю­чается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарожде­нии основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мо­тивации поведения.

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605- 562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда в текстильных мастерских и зернохранилищах. В текстильных мастерских Навуходоноссор приме­нял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, по­ступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго на­ходилась в мастерской та или иная партия сырья.

Третью революцию в менеджменте характеризуют достижения Навуходоноссора II - строитель­ная деятельность и разработка технически сложных про­ектов, эффективные методы управления и контроля ка­чества продукции.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.




II. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИИ «МЕНЕДЖЕР»

Как нам известно термины «управляющий» и «менеджер» являются взаимозаменяемыми, т.е. это слова-синонимы. Чаще всего управленческая деятельность характеризуется понятием «менеджер». Кто же такой менеджер?

"Менеджер — специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся представителем особой профессии и специалистом в ее области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность, и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях." [4]

У менеджера есть две специфические задачи. Никто другой в организации эти задачи не решает, а если кто-то и решает, значит его тоже можно назвать менеджером.

Перед ним стоит задача создания истинного целого, которое больше чем сумма всех его частей, - производительной организации, представляющей собой нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов. В этом смысле задачу менеджера можно сопоставить с задачей дирижера, творческие усилия, принципиальность и лидерские качества которого позволяют превратить звучание отдельных инструментов в музыкальное произведение. Но задача дирижера в известном смысле легче задачи менеджера: он лишь интерпретирует готовое музыкальное произведение. А менеджер – это и композитор, и дирижер в одном лице.

Единый способ решения задачи для менеджера – создать некую цельную систему, намного превосходящую по своим качествам не только каждую из ее составляющих, но и простую их сумму.

Решение этой задачи потребует от менеджера умения сбалансировать и гармонизировать три основные функции менеджмента: управление бизнесом, управление менеджерами и управление работниками и работой. Одно и то же решение должно благотворно сказываться на выполнение все трех указанных функций. Менеджер должен постоянно задавать себе два взаимосвязанных вопроса: «Что необходимо улучшить в работе предприятия в целом и какие изменения для этого потребуется внести в те или иные виды деятельности?» и «Что еще можно усовершенствовать в тех или иных видах деятельности предприятия, и как это повлияет на его общие экономические показатели?».

Вторая специфическая задача менеджера включает в себя гармонизацию каждого своего решения и действия с кратко- и долгосрочными планами предприятия. Исключив хотя бы один из этих аспектов (краткосрочный или долгосрочный), менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предприятия. Другими словами, вглядываясь в даль, менеджер никогда не должен забывать, что твориться у него под ногами. Что бы ни делал менеджер, его действия должны быть целесообразны как в долгосрочной перспективе, так и с точки зрения краткосрочных целей предприятия.

Специфика труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача по интегрированию системы управления в единое целое, координации действия ее звеньев. Важнейшей обязанностью менеджера является обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях. Под экономическим направлением подразумевается управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей при наименьших затратах. Социально-психологическое направление менеджмента — это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом уровне и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полно реализоваться. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, социальное положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными. Социально-психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи). Правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами, отражается в таможенной и налоговой политике, государственном регулирование предпринимательства и в праве создавать фирмы и предприятия. Огромный удельный вес в общем объеме работы занимает организационно-техническая работа менеджера, которая охватывает многие стороны управления. В нее входит постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, налаживание контактов с исполнителями и контролирование их деятельности, стимулирование труда работников, проектирования новых производственных процессов.

В работе менеджера можно выделить пять базовых операций. В совокупности они приводят к объединению ресурсов в живой и развивающийся организм.

Менеджер в первую очередь занимается постановкой целей. Он определяет какими должны быть эти цели, определяет какими должны быть частные цели в каждой ключевой сфере организации. Решает, что нужно предпринять, чтобы достичь этих целей. Делает эти цели достижимыми, излагая их людям, от эффективности труда которых и зависит достижение этих целей.

Затем менеджер занимается организаторской работой. Он анализирует необходимые действия, решения и отношения, классифицирует работу в целом, делит ее на виды деятельности, которыми можно эффективно управлять. Эти виды деятельности он делит на поддающиеся управлению работы. Определенным образом группируя эти виды деятельности и работы, он представляет их в виде организационной структуры, состоящей из ряда подразделений. Он подбирает людей для управления этими подразделениями.

Третьей важнейшей обязанностью менеджера является мотивация работников и общение с ними. Из множества людей, отвечающих за выполнение различных работ, он должен создать команду единомышленников. Он делает это, руководствуясь собственным практическим опытом управления людьми, на основе своего собственного отношения к людям, которыми он управляет. Делает это, применяя методы стимулирования и вознаграждения за хорошую работу, использует возможность повышения по службе наиболее отличившихся работников. Он делает это, постоянно общаясь с подчиненными.

Четвертым элементом работы менеджера является измерение показателей. Он устанавливает четкие показатели, отражающие эффективность выполнения того или иного вида работы, той или иной работы. Менеджер отвечает за то, чтобы для каждого работника организации были предусмотрены соответствующие показатели или критерии эффективности, которые бы учитывали как эффективность организации в целом, так и эффективность конкретного человека, помогая ему успешно справляться со своими обязанностями. Менеджер анализирует эффективность каждого работника, оценивает и интерпретирует ее. И, как в любой другой сфере своей деятельности, менеджер излагает своим подчиненным и руководству суть этих измерений и анализирует полученные с их помощью результаты.

Пятая обязанность менеджера – он способствует развитию своих подчиненных. Стиль управления каждого менеджера может либо облегчать, либо затруднять саморазвитие и самосовершенствование своих подчиненных. Менеджер либо ведет своих подчиненных правильным путем, либо, наоборот, заводит их в тупик. Он либо помогает раскрыть им свои способности, либо, наоборот, подавляет их. Он укрепляет личные качества, формирующие достойную личность или, наоборот, разрушает их.

Все эти действия являются базовыми элементами работы любого менеджера, - даже если он и не подозревает об этом. Он может выполнять их лучше или хуже, но в любом случае, он выполняет их. Хороший менеджер, который постоянно совершенствует собственную квалификацию и эффективность во всех этих базовых элементах своей работы, со временем обязательно становиться отличным менеджером.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: