Направления совершенствования социальной политики в рб

Белорусские экономисты по-разному подходят к определению направлений совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений:

1) Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем законной деятельности;

2) Обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как:

 - либерализация бизнеса – освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;

 - поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

 - регулирование трудовых отношений – минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

За последние десять лет Республика Беларусь достигла впечатляющих успехов в области снижения малообеспеченности: доля бедного населения сократилась в 7,6 раза - с 46,7% в 1999 году до 6,1% в 2008 году. Анализ, проведенный Всемирным Банком и совместным проектом ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.), показал, что с повышенным риском бедности в первую очередь сталкивается население малых городов и сел, экономическое благосостояние которых зависит от градообразующих предприятий с избыточным числом занятых и высокой зависимостью от государственной поддержки. Также к категориям населения с повышенным риском бедности относятся неполные и многодетные семьи с тремя и более детьми, работники с низким уровнем образования, нетрудоспособные граждане, получающие социальные пенсии, одинокие пожилые граждане.

В условиях сегодняшнего дня важнейшей составляющей региональной социальной политики является система социальной поддержки, т.е. система временных мер для обеспечения адаптации населения региона к новым или изменившимся социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода. Одним из критериев оценки качества жизни является доступность и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее время такие услуги предоставляются государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных технологий социальной работы с нетрудоспособными гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе основным направлением развития системы социального обслуживания. Кроме того, большое значение для решения многих проблем граждан, проживающих в регионах республики, является привлечение инвесторов в малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими инвестиционной привлекательности выступают, в свою очередь, стабильные доходы населения и благоприятная социальная ситуация.

В данном контексте эффективная социальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости населения, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. Принятая Правительством Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы ставит своими целями ускорение экономического развития регионов, создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. определяет направления развития сельской местности. Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года направлены на улучшение положения пожилых людей, усиление их социальной защищенности, повышение качества жизни.

Как известно, сегодня многие необходимые показатели представлены только на национальном и областном уровнях, аккумулируются в разных ведомствах, имеют разный временной лаг представления. Во многих регионах необходимо проведение реструктуризации производств, что может привести к существенному изменению социальной обстановки. Остаются малоизученными потенциал регионов и механизмы по выходу населения из кризисных ситуаций.

Для обеспечения реализации мер государственной политики в области снижения бедности Министерство труда и социальной защиты выступило с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.

Проект направлен на совершенствование оценки уровня жизни, безработицы и бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом проекте акцент сделан на повышение национального управленческого потенциала в преодолении кризисных явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.

Реализация данного проекта ставит своей целью оказание существенной помощи органам управления в оптимизации ответных мер, направленных на улучшение целевой социальной помощи и снижение негативных последствий реформирования местных предприятий. Оперативное получение информации в ходе реализации данного проекта непосредственно от наиболее уязвимых групп населения из малых населенных пунктов будет способствовать большей адресности социальной помощи, совершенствованию качества и разнообразию видов социальных услуг. А отработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в республике будет способствовать обеспечению социальной стабильности в обществе, что и является главной задачей социальной политики белорусского государства.

Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных

Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Также следует отметить еще несколько направлений совершенствования социальной политики. Совершенствование пенсионной системы должно быть направленно на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основе сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Для улучшения демографической ситуации должны предусматриваться мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это требует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем, будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

Основной государственной целью в области оплаты труда является предотвращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников. Политика оплаты труда должна основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использования в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

Важнейшей функцией государства остается, как я уже говорила, обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

В качестве целевых ориентиров политики доходов населения, необходимо предусмотреть:

- рост реальных денежных доходов населения;

- повышение реальной заработной платы как источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников;

- поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – до величины бюджета прожиточного минимума;

- предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов;

- социальную поддержку малообеспеченным категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной помощи;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

- сокращение уровня малообеспеченных;

- дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно быть обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда [12, с.11].

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирования кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Программа действий на рынке труда в предстоящем пятилетии предусматривает реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение конкурентоспособности рабочей силы и сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

Основной задачей социальной защиты населения является обеспечение поддержки и создания необходимых условий для повышения экономической активности населения. Для ее решения необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантий и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения; перейти на адресный принцип социальной защиты малообеспеченных групп населения. Повышение эффективности социальной поддержки следует обеспечить на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода и упорядочения социальных выплат, пособий и льгот [12, с.10].

Основной целью совершенствования пенсионной системы является обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.

Основной целью развития сферы услуг является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам при опережающем развитии приоритетных и новых видов.

В предстоящем пятилетии следует обеспечить высокие темпы роста развития этого сектора экономики, значительно повысить уровень коммуникабельности услуг, выполняемых отечественными организациями, на внутреннем и внешних рынках. Для этого необходимо дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, стимулирование притока инвестиций в эту сферу, создание дополнительных рабочих мест, расширение перспективных для Беларуси внешних рынков услуг и увеличение объемов экспорта, внедрение систем управления качеством, соответствующих международным стандартам.

Требуются существенные изменения в структуре сферы услуг, включая и оказание услуг населению. Объемы производства традиционных услуг (транспорта, заготовок и др.) могут быть несколько ниже, чем по сфере услуг в целом. По новым прогрессивным видам услуг (мобильная связь, Интернет, а также услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства – страховые, информационные и т.д.) должны быть обеспечены опережающие темпы роста.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных информационных и телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить развитию новых видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).

Основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить переход на инновационный путь развития экономики.

Приоритетными направлениями развития образования должны стать: развитие новых форм дошкольного образования, прежде всего на селе; расширение использования здоровьесберегающих технологий обучения, повышение качества образования, создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой [12, с.11]. Должна проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической базы, внедрению новых информационно образовательных технологий и компьютеризации, обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

В области здравоохранения должно предусматриваться повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе: внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров; расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизация медицинских технологий, развитие профилактических и реабилитационных технологий.

В сфере физической культуры, спорта и туризма должно предусматриваться: совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; повышение уровня физического воспитания населения; улучшение условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и слоев населения, повышение качества физкультурно-оздоровительных услуг и их доступности. Особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

Для развития туризма в Беларуси должны предусматриваться: создание конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных отраслей экономики.

Приоритетным должен стать въездной туризм. Также дальше должны развиваться познавательный, транзитный, трансграничный, деловой, агротуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма.

Главным результатами социально-экономического развития Республики Беларусь должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого эффективного ее развития и реализации социально-экономических приоритетов страны, значительное повышение уровня и качества жизни народа.

Каждый житель нашей страны должен ощутить реальную заботу и убедиться, что живет в социально справедливом государстве.

 

            

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование социального государства явилось результатом объективного исторического процесса. Только со временем социальные функции государства приобрели самостоятельное значение. Системы социальной защиты и социальное государство развивались в разных странах сходным образом. Промышленная революция, развитие капиталистических отношений привели к резкой социальной и материальной дифференциации общества, росту социальной напряженности. В этих условиях государство было вынуждено взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и отдельных граждан. В результате в начале XX века во многих странах начинает формироваться социальное государство, в котором на первый план выходя социальная целесообразность и социальные ценности, а доминирующее положение занимает новое направление – социальная политика.

Особенностью социальной политики большинства современных государств является поиск моделей наиболее адекватных изменившимся условиям.

В Беларуси сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами. В Конституции Республики Беларусь отмечается, что человек, его права, свободы, гарантии и их реализация являются высшей ценностью и целью общества и государства. Такая концепция в наибольшей мере отвечает интересам граждан, и наиболее близка исторической практике государственного устройства и менталитету белорусского народа. В ее основе лежит активная социальная политика государства, для которой характерно обеспечение условий для наиболее полной реализации способностей человека, его гармоничного развития.

Преобладание женского населения, старение общества, снижение рождаемости, увеличение смертности, распад молодых семей – обуславливают особенности социальной политики, важным элементом которой является стабильно функционирующая система социальной защиты самых уязвимых в экономическом плане групп населения – людей пожилого возраста, детей и инвалидов.

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

     

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головачев, А.С.Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева – 2-е изд., стер.– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.

2. Клюня, В.Л. Госу3дарственные социальные стандарты: сущность, содержание и тенденции развития/ В.Л.Клюня, Ф.Н.Ходоркин// Веснік БДУ. Серыя 3. – 2006. №3

3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: Учебное пособие/ Под ред.д-ра наук проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова.М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.

4. Курс экономической теории: Учеб./ М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

5. Лемешевский И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб.пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.

6. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн. – 2000.

7. Микроэкономика: Учеб.пособие/ М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешкевкая, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2003. – 427 с.

8. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Электронный ресурс). – 2010. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by

9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.Мн.: Юнипак, 2004.

10. Николаевский, В.В. Социальная защита населения: теория и практика/ В.В.Николаевский // Социология. – 2004. №3

11. Официальный сайт Республики Беларусь (Электронный ресурс). – 2010. – Режим доступа: www.belarus.by

12. Подоник С.С., Александрович Я.М, Богданович А.В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь// Белорусский экономический журнал. 2006. №1

13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998. – 456 с.

14. Сверж, А.Н. Финансовые вопросы социальной политики/ А.Н.Сверж// Белорусский банковский бюллетень. – 2002. №18 (173)

15. Силюк, Т.С. Социальная политика: курс лекций для студентов специальности 1-86 01 01 Соц. работа днев. и заоч. форм обучения/ Т.С.Силюк, Е.И. Каверина; Брест. гос. ун-т имени А.С.Пушкина, Каф. теор. и прикладной экономики. – Брест: Изд-во БрГУ, 2008. – 65 с.

16. Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник/ Под общ.ред.Н.А.Волгина, В.К.Еголова, С.В.Калашникова. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – 568 с.

17. Щавель С.А., Смирнова Р.А. Социальная политика суверенной Беларуси. –  Мн., 1996.

18. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров/Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 637 с.

19. Экономическая теория: Системный курс: Учеб.пособие/ Под ред. Э.И.Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 664 с.

20. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: