Чем дольше в условиях роста цен дебитор задерживает оплату полученных товаров, тем больше они фактически обесценивались. Поскольку разные покупатели одних и тех же товаров погашают свои задолженности в разные сроки, получается, что один и тот же товар продается разным покупателям по разным ценам. На языке антимонопольного законодательства такая ценовая политика, не оправданная издержками производства и распределения, именуется политикой ценовой дискриминации.
Как это явление выглядит с точки зрения российского и мирового права?
Первым законодательным актом, в котором упоминается ценовая дискриминация в отраслях американской промышленности (помимо железнодорожных перевозок), является раздел 2 Закона Клейтона 1914 г. В нем объявляется незаконной ценовая дискриминация в отношении различных покупателей в том случае, если ее результатом «может быть существенное ограничение конкуренции или тенденция к созданию монополии». Однако из этого определения были исключены такие ситуации, как назначение разных цен на товар в зависимости от его сорта, качества или объема поставки, и дискриминация, учитывающая разницу в издержках или различия в цене, связанные с честным стремлением выдержать конкурентную борьбу. Лазейка, связанная с возможностью устанавливать цену в зависимости от объема поставки, превратилась в зияющую дыру в законе. Из-за этих и других нечеткостей закон недостаточно активно применялся на практике.
1936 г. принят Закон Робинсона-Пэтмана, он внес существенные дополнения в Раздел 2 Закона Клейтона. Закон Робинсона-Пэтмана запрещает назначать различные цены при различных продажах «товаров одного и того же сорта и качества», если это «может привести к значительному ограничению конкуренции или к попытке создать монополию в какой-нибудь части ассортимента торговли; либо может затруднить, уничтожить или не допустить конкуренцию с любым лицом, либо покупателями любого лица, сознательно пользующегося преимуществами такой дискриминации или предоставляющего их». Оговариваются три возможных исключения. Дискриминация может быть оправдана, если будет доказано:
· что она была осуществлена в отношении портящихся или выходящих из употребления товаров либо проводилась в ходе распродажи товаров закрывающегося или обанкротившегося предприятия;
· что были сделаны необходимые скидки, учитывающие различия в стоимости изготовления, продажи, доставки или в объеме поставляемого товара;
· что дискриминация была осуществлена сознательно «в качестве ответной меры на такое же снижение цены конкурентом».
Юридическая практика западных стран, равно как и буква закона, относит ценовую дискриминацию к проявлению недобросовестной конкуренции, запрещая ее. Однако тут надо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Этот запрет относится только к конкурентным рынкам. На рынках компаний-монополистов ценовая дискриминация не запрещена. Ее проявлением являются официально разрешенные многочисленные тарифы для промышленности и населения, многообразные системы наценок и скидок. Они широко распространены в таких отраслях-монополистах, как энергетика и связь. К примеру, во Франции действуют около 70 тарифов на газ.
В тоже время, в статье российского закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 65, а в некоторых случаях 35%. Таким образом, мировая практика трактуется с точностью до наоборот.
В принципе ценовая дискриминация и по отечественному законодательству может быть признана правомерной, если производитель или продавец докажет, что его действия способны принести пользу. В частности, способствовать насыщению товарных рынков. Тот факт, что занимающийся ценовой дискриминацией монополист имеет стимулы к расширению производства, может в условиях всеобщего спада означать, что его действия не следует признавать противоправными и разрешить ему открыто устанавливать различные цены для разных категорий потребителей, не прибегая к помощи высокой инфляции или денежных суррогатов. Тем более, что с принятием специальной части Налогового Кодекса исчезает та основа, на которой держится "чисто русский" механизм ценовой дискриминации - определение выручки от реализации продукции и начисление налоговых платежей по моменту ее фактической оплаты, а не отгрузки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.






