Сборник
Методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А.
В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация.
Сборник предназначен для педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
Содержание
Пояснительная записка | 4 стр. | |||
1 | Этический кодекс педагога-психолога | 5 стр. | ||
2 | Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ | 10 стр. | ||
3. | Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога | 13 стр. | ||
3.1. | Законодательно-правовые акты и нормативные документы | 13 стр. | ||
3.2. | Организационно-методическая документация | 15 стр. | ||
3.3. | Специальная документация | 16 стр. | ||
3.4. | Номенклатура дел педагога-психолога | 17 стр. | ||
4. | Рабочее время педагога-психолога | 20 стр. | ||
5. | Организация рабочего места педагога-психолога | 23 стр. | ||
Приложения
| ||||
1 | План работы педагога-психолога на год | 28 стр. | ||
2 | Примерная циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения | 30 стр. | ||
3 | Статистический годовой отчёт педагога-психолога | 31 стр. | ||
4 | Представление педагога-психолога на ребёнка (для ПМПк) | 32 стр. | ||
5 | В помощь педагогу-психологу при написании заключения | 34 стр. | ||
6 | Примерный перечень психодиагностических методик | 39 стр. | ||
7 | Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе педагога-психолога | 51 стр. | ||
Список используемой литературы | 53 стр. | |||
Дополнительно | ||||
Психодиагностика (оценка развития детей, измерение их личностных образовательных результатов
| ||||
Рабочий журнал педагога-психолога |
Пояснительная записка
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС) в образовательных организациях ориентировано на формирование принципиально новой модели образования, обеспечивающей повышение его качества.
Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его вклад в общий цикл психического развития.
|
|
В соответствии со Стандартами значительно повышается роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, как позитивная социализация ребёнка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Исходя из этого, в рамках компетенции субъектов Российской Федерации, была переработана документация педагога-психолога образовательной организации согласно требованиям ФГОС.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу-психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Основные этические принципы деятельности педагога-психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
· защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает педагог-психолог;
· сохранение доверия между педагогом-психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
· Принцип конфиденциальности.
· Принцип компетентности.
· Принцип ответственности.
· Принцип этической и юридической правомочности.
· Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
· Принцип благополучия клиента.
· Принцип профессиональной кооперации.
· Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе педагогов-психологов в международном сообществе.
Принцип конфиденциальности.
Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
|
|
Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, педагог-психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.