Основные этические принципы деятельности педагога-психолога

Сборник  

Методических материалов  для педагога-психолога  в системе дошкольного образования

(в соответствии с требованиями  ФГОС ДО)

 

Составители:  Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А.

В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

   В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация.

Сборник предназначен для педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.

 

Содержание

    Пояснительная записка

4 стр.
1 Этический кодекс педагога-психолога 5 стр.
2 Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ 10 стр.
3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога 13 стр.
3.1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы 13 стр.
3.2. Организационно-методическая документация 15 стр.
3.3. Специальная документация 16 стр.
3.4. Номенклатура дел педагога-психолога 17 стр.
4. Рабочее время педагога-психолога 20 стр.
5. Организация рабочего места педагога-психолога 23 стр.

Приложения

1 План работы педагога-психолога на год 28 стр.
2  Примерная циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения 30 стр.
3 Статистический годовой отчёт педагога-психолога 31 стр.
4 Представление педагога-психолога на ребёнка (для ПМПк) 32 стр.
5 В помощь педагогу-психологу при написании заключения 34 стр.
6 Примерный перечень психодиагностических методик 39 стр.
7 Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе педагога-психолога 51 стр.

     Список используемой литературы

53 стр.

Дополнительно

Психодиагностика

(оценка развития детей, измерение их личностных образовательных результатов

 

Рабочий журнал педагога-психолога

 

Пояснительная записка

Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного  образования (далее – ФГОС) в образовательных организациях ориентировано на формирование принципиально новой модели образования, обеспечивающей повышение его качества.

Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его вклад в общий цикл психического развития.

В соответствии со Стандартами  значительно повышается роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, как позитивная социализация ребёнка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Исходя из этого, в рамках компетенции субъектов Российской Федерации, была переработана документация педагога-психолога образовательной организации согласно требованиям ФГОС.

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу-психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Основные этические принципы деятельности педагога-психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

· защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает педагог-психолог;

· сохранение доверия между педагогом-психологом и клиентом;

· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

· Принцип конфиденциальности.

· Принцип компетентности.

· Принцип ответственности.

· Принцип этической и юридической правомочности.

· Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

· Принцип благополучия клиента.

· Принцип профессиональной кооперации.

· Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе педагогов-психологов в международном сообществе.

 Принцип конфиденциальности.

          Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

          Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

          Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

          Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

          На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

          Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, педагог-психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: