Основные направления деятельности

 ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

 

 Содержание деятельности педагога-психолога определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определённых ФГОС ДО:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

  Направление «Психологическая диагностика». Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение его личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Психологическая диагностика в отличие от педагогической диагностики, проводится по необходимости, с согласия родителей ребёнка (законного представителя)  

В ДОУ педагог-психолог проводит следующие виды психологической диагностики:

1. Скрининговая диагностика – направлена на выделение детей, имеющих особые образовательные потребности (это дети с ОВЗ, одарённые дети, дети групп социального риска, дети оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и пр.)

2. Углубленная психологическая диагностика осуществляется для определения специфики психического развития детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, в специальной психологической помощи

3. Динамическая диагностика позволяет проследить динамику развития ребёнка в специально созданных индивидуализированных образовательных условиях, показывающих эффективность обучения, воспитания и /или коррекционных мероприятий.

4. Итоговая диагностика проводится для того, чтобы оценить достижения ожидаемых образовательных результатов и эффективности работы педагога и /или педагога-психолога.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение). Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

    Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

    Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, а именно:

    - построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

    - создание в ДОО психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; посредством проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребёнком.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.

    Реализация задач данного направления деятельности педагога-психолога предполагает максимальный учёт данных диагностической работы.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

 В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.  

В рамках коррекционно-развивающей работы педагог-психолог:

- разрабатывает и реализует образовательные программы, в том числе

коррекционно-развивающие, для обучающихся, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов,

снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

- организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию

определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации;

- способствует созданию для одаренных детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам;

- способствует проектированию и созданию индивидуально- ориентированной образовательной среды, индивидуальных образовательных

маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адекватных их возможностям.

Направление «Психологическое консультирование». Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он осознал её наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребёнка – консультирование по вопросам психического развития ребёнка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребёнка, а также индивидуальных вариантов развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: