Основные понятия темы

Методические рекомендации

В рамках семинарского занятия следует проанализировать основные теории происхождения государства у восточных славян:

теорию родового быта (норманнская теория происхождения государства) (Г. Миллер, А. Шлёцер, Г. Эверс, К.Д. Кавелин, С. Соловьев): до прихода варяжских князей славяне жили родами, по мере разрастания родов они объединялись в племена, которые для наведения порядка и создания государства в середине IX в. пригласили варяжских князей.

теорию общинного быта (К.С. Аксаков, И.Д. Беляев): славяне до IX в. жили общинами, которые состояли из отдельных семей, основу общинного союза составляло не единство происхождения, а экономические и социально-общественные интересы.

теорию задружно-общинного быта (Ф.И. Леонтович): основу общественной жизни составляли не роды в чистом виде и не общины, а общины семейные, которые у южных славян назывались задругой. В такую общину входили как лица, связанные между собой кровными узами, так и чужаки, объединенные общими экономическими интересами.

Следует выделить, какие аспекты возникновения государственности у восточных славян носят дискуссионный характер.

Необходимо проанализировать, какие обстоятельства способствовали возникновению Полоцкого княжества. Раскрыть, каким был государственно-политический строй княжества, в чем заключалась его специфика. Особый акцент следует сделать на эволюцию права в данный период (сущность и основные черты обычного права; памятники писаного права; отраслевые нормы права; судебная система). Аналогичным образом следует проанализировать развитие Туровского княжества.

 

Тема 2. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ

В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГОСУДАРСТВА

(2 часа)

 

1. Основные концепции образования Великого княжества Литовского.

2. Административно-территориальное деление Великого княжества Литовского.

3. Структура феодального общества.

 

Методические рекомендации

В рамках семинарского занятия необходимо остановится на рассмотрении процессов, способствовавших возникновению ВКЛ, а также причинах, способствовавших включению в него восточнославянских земель.

Далее следует проанализировать административно-территориальное деление ВКЛ. При этом следует пояснить, что вся территория ВКЛ была разделена на 2 части:

центральная часть (главная): Берестейское, Виленское, Менское, Новогрудское, Пинское, Слуцкое, Туровское княжества. Данные территории имели общее название – Литва. В середине XIV в. в центральной части было создано два военно-административных округа: Виленский, задача – отражение набегов татар; Трокский, задача – отражение набегов поляков и крестоносцев.

граничащие земли (прислушивающиеся): Витебское, Киевское, Полоцкое княжества, Подляшье, Подолье, Жмудь (этнографическая Литва).

Далее следует раскрыть специфику структуры феодального общества. Показать, что в XIV – первой половине XVI вв. в ВКЛ усложнилась социально-классовая структура общества, сформировались сословия. Их экономическое и правовое положение было разным.

 

Основные понятия темы:

Классы (социальные) – общественные, относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие интересы и ценности (например, крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в XIX в.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Шляхта: князья; паны радные; паны хоруговные; шляхта-земляне; застенковая шляхта; безземельная шляхта.     

Духовенство: католическое; православное; униатское.

Мещане: великокняжеские мещане; частновладельческие мещане; мещане городов с магдебурским правом; мещане городов без магдебурского права; купцы; ремесленники; наемные рабочие; домашняя прислуга.

Простые люди: великокняжеские крестьяне; частновладельческие крестьяне; крестьяне-бояре; крестьяне-данники; крестьяне тяглые; крестьяне осадные; крестьяне-огородники; крестьяне-кутники; крестьяне халупники; крестьяне вольные (похожие); крестьяне непохожие.

 

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.

УНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

(2 часа)

 

1. Органы государственной власти ВКЛ.

3. Личные и государственные унии ВКЛ.

4. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина.

 

Методические рекомендации

На семинарском занятии следует подробно проанализировать органы государственной власти ВКЛ, их структуру и функции.

Далее следует рассмотреть унии ВКЛ (Кревскую унию, Островское соглашение, Виленско-Радомскую унию, Люблинскую унию), их условия и влияние на политическое и правовое развитие ВКЛ.

В рамках занятия также следует установить, почему обострилось положение в ВКЛ после подписания Люблинской унии. Что было предпринято для сохранения государственности ВКЛ и какую роль в этом сыграл Статут 1588 г.

Основные понятия темы

Форма правления – складывающаяся сословно-представительная монархия.

Государственное устройство – относительно унитарное государство с такими административно-территориальными единицами как земли и части.

Политический режим – демократический.

Высшие органы власти – великий князь, сойм, рада.

Центральные органы власти – гетман земский, канцлер, подскарбий земский, маршалак.

Местные органы власти – местные князья, воеводы, наместники, старосты, тивуны, ключники и др.

Рада, паны-рада – высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV – первой половине XVI в. Возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца XV в. значительно ограничила его власть. В состав Рады входили наиболее влиятельные должностные лица государства – канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты, а также католические епископы и крупнейшие землевладельцы.

Канцлер великий литовский – должностное лицо в Великом княжестве Литовском, начальник канцелярии великого князя, хранитель большой государственной печати, член Рады Великого княжества Литовского. Назначался пожизненно из представителей знати. После Люблинской унии 1569 г. канцлер вошел в состав Сената Речи Посполитой, занимался иностранными делами вместе с коронным (польским) канцлером. Считался вторым (после маршалка) министром.

Подканцлер литовский – должностное лицо Великого княжества литовского и Речи Посполитой, заместитель канцлера. Подканцер был хранителем государственных актов – Метрики Великого княжества Литовского. С 1569 г. входил в состав сената Речи Посполитой, ранее – в состав Рады Великого княжества Литовского.

Маршалок – одна из высших должностей XV в. в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.

Маршалок земский (в Речи Посполитой – великий маршалок коронный) наблюдал за порядком и этикетом при дворе великого князя, председательствовал на совещаниях рады и сейма, провозглашал их решения и указы великого князя, допускал к аудиенции послов, занимался устройством депутатов сейма и других лиц, прибывших к великому князю.

Маршалок дворный – заместитель маршалка земского и одновременно начальник господарских дворян (служивший при дворе великого князя).

Маршалок поветовый – командир поветового войска.

Маршалком назывался и председатель трибунала Великого княжества Литовского.

Подскарбий великий литовский (до 1569 г. подскарбий земский в ВКЛ) – должностное лицо в Великом княжестве Литовском в период его пребывания в составе Речи Посполитой (1569–1795 гг.). Великий подскарбий литовский обеспечивал наполнение казны княжества, выплаты жалованья войску, контролировал сбор налогов и податей, следил за чеканкой монеты.

Местные органы государственной власти ВКЛ в период централизации государства:

Воевода – руководитель местной администрации в воеводстве. Заседал в Раде Великого княжества Литовского, а после Люблинской унии 1569 г. – в Сенате Речи Посполитой. Основные обязанности воеводы: контроль за источниками государственных и великокняжеских доходов, организация вооруженных сил в воеводстве, судебные функции в замковом суде. Назначался пожизненно из крупных феодалов, обязательно из уроженцев Великого княжества Литовского, в Полоцком и Витебском воеводствах – с согласия местных феодалов. Пользовался значительной независимостью от центральных государственных органов.

Каштелян – должность в Великом княжестве Литовском. Первоначально каштелян это – администратор замка и прилегающих территорий. В Речи Посполитой должность каштеляна стала почетным титулом. При посполитом рушеньи каштелян командовал шляхтой своего повета или воеводства во время похода. Должность занимали, как правило, представители знатных княжеских родов Радзивилов, Тышкевичей, Ходкевичей, Гольшанских. Каштеляны принимали участие в заседаниях Сената Речи Посполитой.

Староста – руководитель администрации повета. Староста назначался государем из числа крупных феодалов. Полномочия у него были примерно такие же, как у воеводы, но только на территории повета.

Органы сельского самоуправления имели место там, где жили государственные крестьяне, и где не было замков или государственных имений:

сельские сходы выполняли функции распределения дани, разбирали споры между крестьянами;

старцы (избирались на сельских сходах).

Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблинской унии:

1. В ВКЛ сохранялся титул князя, старый административный аппарат, государственная печать, войско.

2. Государственная самостоятельность ВКЛ юридически была закреплена Статутом ВКЛ 1588 г.

3. Получать имения и занимать государственные должности в ВКЛ могли только местные уроженцы.

4. Закреплялось право созыва Главного съезда – общегосударственного сойма ВКЛ.

5. Государственным языком признавался старобелорусский.

 

Тема 4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО. СУДОПРОИЗВОДСТВО

(2 часа)

 

1. Высшие (центральные) суды ВКЛ.

2. Главный суд (Трибунал).

3. Местные суды ВКЛ.

4. Судебно-процессуальное право ВКЛ. Изменения в судопроизводстве в XVI в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: