Бюджетный процесс как предмет бюджетного менеджмента

Центральное место в системе управления общественными финансами занимают организация и проведение бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентированный бюджетным законодательством процесс составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, а также контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

С точки зрения финансового права: бюджетный процесс - это юридический процесс, который обслуживает формирование и выполнение закона о бюджете на следующий финансовый год, т.е. – это единая процессуальная форма бюджетного закона.

К задачам, которые возникают перед бюджетным процессом, относятся:

1) уточнение стратегических приоритетов, задач и функций государства;

2) разработка основных направлений бюджетной политики государства на следующий год;

3) выявление материальных и финансовых резервов государства;

4) обеспечение реальности прогнозных объемов доходов и расходов государства;

5) обеспечение максимальной сбалансирование бюджета;

6) оптимизация перераспределения бюджетных ресурсов между всеми бюджетами;

7) обеспечение своевременного поступления в государственную казну финансовых ресурсов в объемах, достаточных для реализации государственных программ;

8) обеспечение экономного, эффективного, рационального и целевого использования мобилизованных бюджетных средств;

9) качественная и своевременная разработка и утверждение бюджетной отчетности;

10) осуществление контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.

Признаками бюджетного процесса являются:

- динамичность;

- последовательность;

- участие в нем всех органов государственной власти и управления;

- правовая регламентированность и целенаправленность;

- конституционно-правовые нормы; совокупность материальных норм;

- система технико-организационных нормативов расходов, действующих стабильно на протяжении продолжительного периода;

- наличие исторически обусловленной и упорядоченной системы государственного механизма с четким распределением функций, прав и обязанностей всех органов власти.

Бюджетному процессу присущи следующие принципы:

1) принцип распределения бюджетных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти;

2) принцип специализации бюджетных показателей;

3) принцип ежегодности бюджета;

4) принцип гласности;

5) принцип наглядности;

6) принцип достоверности.

На качество бюджетного процесса влияет много факторов, причем они отличаются в зависимости от стадии бюджетного процесса. Факторы влияния на качество бюджетного процесса:

1) на стадии подготовки и составление проекта бюджета на качество
 влияют:

- политические интересы структур власти;

- зависимость от принятия других решений, например, налогового
 пакета;

- надежность информационной базы и научных методик для расчетов
 показателей бюджета;

- профессиональный уровень разработчиков проекта;

- интересы международных финансово-кредитных организаций и их требования;

2) на стадии рассмотрения и утверждение Закона о бюджете на качество
 влияют:

- направленность интересов определенных властных структур, групп, лиц (так называемое лоббирование интересов);

- уровень осознания ответственности и компетентности народных
 депутатов в вопросах экономики и бюджета;

3) на стадии исполнения бюджета на качество влияют:

- соблюдение норм Закона и требований других нормативно-правовых актов, которые регламентируют исполнение бюджета;

- наличие эффективной системы оперативного бюджетного контроля.

 

Бюджетный процесс состоит из соответствующих стадий, которые определяются содержанием и характером деятельности государственных органов, позволяют более четко разграничивать полномочия органов власти и регулировать механизм бюджетного процесса.

Стадиями бюджетного процесса являются:






Стадия - Составление проекта бюджета

Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса.

На данном этапе закладываются основы, определенная направленность, создается единый, целостный прообраз бюджета будущего периода.

Украина

Министерство финансов Украины отвечает за составление проекта Закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработку предложений проекта Государственного бюджета Украины.

Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей средств государственного бюджета инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос – это документ, который содержит предложения по соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

Проект Государственного бюджета Украины включает следующие показатели:

1. Общая сумма всех доходов, расходов и кредитование государственного бюджета.

2. Предельный объем годового дефицита и профицита государственного бюджета, а также предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий.

3. Доходы государственного бюджета по бюджетной классификации.

4. Финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации.

5. Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.

6. Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов.

7. Установление размера минимальной заработной платы.

8. Размер прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека.

10. Перечень кредитов и займов, которые привлекаются государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Разработанный Министерством финансов Украины проект Закона о Государственном бюджете вместе с приложениями, объяснительной запиской и другими информационными материалами подается Кабинету Министров Украины.

Россия

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составлением бюджета занимаются исключительно Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.

Правительство РФ организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Президент РФ направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: