Система управления бюджетным менеджментом

Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления.

Выделяют три группы органов управления бюджетом.

К первой группе относятся органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается в виде Закона, то Верховная Рада выступает ведущим органом управления бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих уровнях местными законодательными органами - советами, которые являются ведущим органом управления местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнение.

Вторую группу представляют органы оперативного управления бюджетом и бюджетного контроля. К ней относятся: органы системы Министерства финансов и местные финансовые органы, Государственная финансовая инспекция, Государственная казначейская служба, Министерство доходов и сборов, Счетная палата.

Третью группу образовывают органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них функции, они также связаны с бюджетом. Они подразделяются на 2 подгруппы. К первой подгруппе относятся: Государственная таможенная служба и ее подразделы; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции из контроля по ценам и т.п.

Ко второй подгруппе относят разные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств.

Принципы и функции бюджетного менеджмента

Бюджетный менеджмент предусматривает соблюдение правил формирования и исполнения бюджета на основе следующих принципов:

Полнота бюджета - означает не только полное сосредоточение в бюджете доходов и расходов, а и делегирование финансовым органам полноты полномочий и ответственности относительно поступления и расходования бюджетных средств.

Единство бюджета - предусматривает необходимость соотнесения расходной и доходной частей бюджета, а также документированное сведение всех статей расходов и источников доходов в единую смету.

Принцип периодичности означает регулярную проверку поступления бюджетных доходов и использования расходов, четкое соблюдение установленной частоты и неотвратимости контроля.

Реальность, или точность - заключается в оценке государственных нужд и имеющихся финансовых ресурсов на основе обоснованных расчетов, а не добрых пожеланий или конъюнктурных соображений.

Принцип прозрачности - требует четкого, понятного и ясного доведения ко всем и к каждому информации о том, кто и сколько будет вносить и будет тратить бюджетных средств.

Принцип открытости не ограничивается гласностью бюджета, т.е. его обнародованием, а и означает открытость для общественности самого процесса составления бюджета, который предусматривает учет в бюджетных назначениях национальных проблем и заявленных нужд граждан, как и отображение позиций делегированных избирателями представителей их интересов в парламентах.

Функции бюджетного менеджмента:

1. Бюджетное планирование.

2. Организация исполнения бюджета.

3. Учет исполнения бюджета.

4. Контроль за выполнением бюджета.

1. Основная и определяющая функция бюджетного менеджмента – бюджетное планирование. Бюджетное планирование включает следующие виды: стратегическое; текущее; оперативное.

2. Организация исполнения бюджета включает мероприятия по исполнению доходной и расходной частей каждого из бюджетов Украины - Государственного и свыше 12 тыс. местных. Следовательно, организация выполнения бюджета является одной из важнейших составных бюджетного менеджмента.

3. Учет исполнения бюджета является третьей функцией бюджетного менеджмента. Для успешного исполнения утвержденного бюджета важным является учет. Эффективность управленческой деятельности может быть получена только на основании проведенного анализа соответствующей информации. Учет позволяет выполнить такую важную задачу - обеспечить систему управления необходимой информацией. Правильность принятия решений также зависит от квалификации бюджетных работников и от методики бюджетной работы.

4. Контроль за исполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса.

 

Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: