Действий (бездействий) их должностных лиц

 

Налоговые органы используют систему мер по контролю за исполнением налогового законодательства – налоговый контроль. Налоговый контроль осуществляется посредством учета плательщиков, проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли).

Наиболее распространенной формой налогового контроля является налоговая проверка. В соответствии с Налоговым кодексом налоговые органы проводят следующие проверки:

1) камеральные;

2) выездные, в том числе дополнительные:

проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

проверки государственных органов, нотариальных контор;

тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

3) выездные встречные (в рамках проведения проверок, указанных в п. 2).

Остальные проверки организаций и их обособленных подразделений осуществляются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций и иных документов и информации, представленных плательщиком или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать от плательщика иные документы, кроме указанных выше.

Однако налоговые органы вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов.

При использовании плательщиком налоговых льгот и непредставлении документов, подтверждающих право на них, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено.

Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются. Акт камеральной проверки не составляется в целях начисления и взыскания с плательщика пеней, налогов, а также приостановления операций по счетам плательщика.

Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются по следующим основаниям:

1) дополнительная проверка:

- в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

- для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок;

2) встречная проверка:

- в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся проверки.

При ликвидации организации встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения не превышает 250 базовых величин. Данная норма не применяется в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов.

Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

Налоговые органы вправе привлечь эксперта, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

Экспертиза назначается решением руководителя налогового органа, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование учреждения, которым должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Плательщик должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, ему должны быть разъяснены его права, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы.

Эксперт вправе ознакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными. Эксперт обязан отказаться от дачи заключения, если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются сведения о проведенных им исследованиях, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для проверки обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются плательщику, который имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств, и ее проведение поручается тому же или другому эксперту (экспертам).

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности, и ее проведение поручается другому эксперту (экспертам).

Оплата за проведение экспертизы производится налоговым органом за счет средств бюджета, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза, – за счет средств плательщика.

Для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями в науке, технике и иных сферах деятельности.

Специалист вправе ознакомиться с материалами проверки в части вопросов, относящихся к его компетенции. Он может отказаться от участия, если представленные ему материалы являются недостаточными, обязан отказаться – если он не обладает необходимыми специальными знаниями.

Оплата услуг специалиста производится налоговым органом за счет средств бюджета, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым привлекался специалист, – за счет средств плательщика.

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки.

Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика либо иных объектов может производиться для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным плательщиком. Осмотр производится в присутствии плательщика, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица.

Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у плательщика, а также иных организаций необходимые для проверки документы или информацию, в том числе в электронном виде. Документы представляются по письменному запросу, в котором должен быть установлен разумный срок (не менее 2 рабочих дней) их представления, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда документы должны находиться в месте проверки, а информация должна быть представлена незамедлительно.

Документы представляются в виде заверенной должным образом копии или выписки из документов, а при невозможности представления такой копии или выписки представляются подлинники документов.

В определенных случаях у плательщика могут быть изъяты оригиналы документов. К таким случаям относятся:

- невозможность снятия копий (представления выписок из них);

- отказ проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них);

- необходимость проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности;

- если у должностного лица налогового органа имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время как эти ценности остались без движения или отсутствуют).

Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов.

Налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любое должностное лицо плательщика, имеющее документы или информацию о деятельности проверяемого плательщика. Указанному лицу заблаговременно направляется уведомление, содержащее указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться. Уведомление вручается под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение.

По результатам проверки составляется акт или справка. Справка составляется в случае, когда в ходе проверки не выявлены нарушения налогового законодательства. По фактам выявленных нарушений может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Акт или справка проверки подписывается должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также руководителем и главным бухгалтером плательщика. При необходимости акт или справка проверки подписывается иными участниками проверки. В случае отказа должностных лиц плательщика от подписания акта или справки в них делается соответствующая отметка и они направляются плательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются ему или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

Не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки плательщик имеет право представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проводившим проверку должностным лицом налогового органа, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется плательщику. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении плательщика. Такая проверка проводится тем налоговым органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня его вручения, а в случае подачи возражений – со дня вручения заключения по этим возражениям руководителем налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки или требование об устранении нарушений, установленных в ходе проверки. По решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Каждый плательщик имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд.

Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего налогового органа), на действия (бездействие) должностного лица налогового органа – вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено (например, при обжаловании действий налогового инспектора – начальнику отдела, заместителя начальника инспекции – начальнику этой же инспекции). Жалоба подается в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (совершения обжалуемого действия).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он может быть восстановлен по заявлению плательщика. Незнание о дате вынесения обжалуемого решения или получение его с опозданием может являться основанием для признания причины пропуска уважительной.

Жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа рассматривающая сторона вправе:

- оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

- отменить решение полностью или частично;

- отменить решение и назначить дополнительную проверку;

- внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе:

- удовлетворить жалобу;

- оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется плательщику. Копия решения направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. При этом жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения. Данный срок не может быть восстановлен. Его пропуск – безусловное основание для отказа в удовлетворении судом жалобы.

Следует отметить, подача жалобы в налоговый орган либо должностному лицу налогового органа не приостанавливает исполнения обжалуемого решения. Возможность приостановления исполнения обжалуемого решения имеется только в случае обжалования решения в хозяйственный суд и только при условии, что суд посчитает возможным принять меры по обеспечению поданного иска в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (статьи 113, 114, 116).

Плательщики также имеют право обжаловать в суд письменные разъяснения налоговых органов о применении актов налогового законодательства (в случае несогласия с их содержанием). Это позволяет плательщикам узнать точку зрения суда не после того, как разъясняемая норма применена, а до ее применения.

В соответствии с Перечнем государственных органов, ответственных за рассмотрение обращений по существу (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц"), ответственными государственными органами за рассмотрение обращений в сфере налогообложения (за разъяснения актов налогового законодательства) являются налоговые органы.

Обращения должны содержать: наименование (адрес) налогового органа, в который направляется обращение, и юридического лица, направившего это обращение; изложение сути обращения; подпись руководителя организации, заверенную печатью; информацию о результатах предыдущего рассмотрения обращения (если обращение направляется в вышестоящий орган). При этом следует помнить, что первоначально обращение рассматривается в инспекции МНС по районам, городам, районам в городах, где возникли вопросы, изложенные в обращении. Только в случае, когда плательщик неудовлетворен полученным разъяснением, он имеет право направить повторное обращение в вышестоящий налоговый орган.

Обращения рассматриваются не позднее одного месяца со дня их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, – в течение 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц с уведомлением об этом плательщика.

Решение налогового органа по обращению плательщика может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, а решения вышестоящего налогового органа – в суд. Обоснованность подачи таких заявлений в суд разъяснена решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 декабря 2009 № Р-383/2009 "О судебном обжаловании решений государственных органов по вопросам налогообложения (разъяснений налогового законодательства)". Согласно этому документу решения вышестоящих налоговых органов выражают волю данного государственного органа по правовому регулированию конкретных общественных отношений и влекут определенные правовые последствия, поскольку могут затрагивать права и обязанности лиц. Соответственно такое решение, как правовой акт ненормативного характера, может быть обжаловано в хозяйственный суд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: