Практика в педагогическом колледже организуется кафедрой психологии МГПУ совместно с руководством Мурманского педагогического колледжа.
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются задачи, содержание практики, порядок ее прохождения. В проведении установочной конференции участвуют групповой руководитель, преподаватели-методисты кафедры психологии и преподаватели педколледжа.
Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка педколледжа, выполняет распоряжения его администрации, руководителей практики.
Преподавателем-методистом кафедры психологии организуются еженедельные консультации для практикантов на базе МГПУ. Каждый студент обязан в первую неделю предоставить методисту график проведения уроков и внеклассных мероприятий на весь период практики. Методист выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия студентов.
Практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики.
Ожидаемые результаты
1. Освоение студентами новой профессиональной позиции – позиции учителя, преподавателя психологии и педагогики.
2. Формирование умений конструирования, организации и проведения уроков и внеурочной работы по психологии и педагогике, внеклассных мероприятий воспитательной и просветительской направленности.
3. Формирование умений осуществления психолого-педагогического анализа и самоанализа учебной и внеклассной работы.
4. Приобретение опыта организации учебного процесса в среднем специальном учебном заведении.
5. Приобретение опыта управления совместной деятельностью группы во время внеурочной и внеклассной работы.
Формы отчетности
1. Учетная карта, включающая перечень видов учебной и воспитательной работы, проведенной студентом-практикантом, характеристику педагогической деятельности практиканта, составленную преподавателем. Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения и подписью его руководителя (см. приложение 3).
2. Педагогический дневник с конспектами посещенных и собственных уроков, внеурочных занятий по предмету, воспитательных мероприятий. Дневник оформляется на развороте тетрадного листа (см. приложение 8).
3. Отчет студента о прохождении практики:
· описание базы практики (краткая характеристика образовательного учреждения, учебного плана по преподаваемым дисциплинам, учебной группы, с которой работал практикант);
· анализ результатов учебной работы (указание количества, тематики, формы, целей, задач проведенных уроков и внеурочных занятий; вероятные причины удачного и неудачного опыта проведения урочной и внеурочной деятельности; основные области затруднений и способы преодоления трудностей);
· анализ опыта социально-воспитательной и просветительской деятельности (указание темы, формы, целей мероприятий; рефлексия основных успехов и неудач);
· описание методической и исследовательской работы, в том числе работы по запросу образовательного учреждения;
· общее впечатление от практики в целом (эмоциональное состояние в начале практики и по ее завершении, степень удовлетворенности результатами и т.д.);
· рефлексия приобретенных и усовершенствованных профессиональных знаний и умений (осуществление связи теории с практикой, характеристика собственной психологической готовности к педагогической деятельности, анализ уровня предметной подготовки по педагогике и психологии, общего культурного развития);
· направления профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования;
· пожелания по поводу совершенствования содержания и организации производственной практики педагогов-психологов (курсы по выбору, углубленное изучение отдельных дисциплин, база практики, направления педагогической деятельности студентов и т.д.).
Итоговая аттестация
По окончании практики студент сдает преподавателю-методисту отчет, педагогический дневник и учетную карту. На оформление отчетной документации отводится не более 10 дней (конкретный срок оговаривается преподавателем).
Оценка по практике складывается из двух составляющих: оценка работы во время практики (определяется курирующим преподавателем педколледжа), оценка отчета (определяется преподавателем-методистом). При итоговом оценивании практики групповой руководитель обобщает результаты работы студента и выставляет общую отметку в учетную карту, зачетную ведомость и зачетную книжку студента.
Программа практики психолог в системе образования
Курс
19.
Пояснительная записка
Одной из значимых задач в системе подготовки студентов, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология», является формирование профессионального сознания практического психолога, которое определяется как целостная система взаимосвязанных компонентов: осознанных профессионально-психологических ценностей, знаний о функционировании психологической службы системы образования, освоение программ действий, практических умений и навыков по оказанию психологической помощи субъектам образовательной среды. Целостное функционирование всех компонентов профессионального сознания возможно при осуществлении должностных обязанностей в условиях реальной профессиональной деятельности. Практика «Психолог в системе образования» предполагает погружение студента в систему профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения.
Сроки проведения практики. Практика в образовательных учреждениях осуществляется студентами 4 курса ФПиП, обучающимися по специальности «050706-Педагогика и психология», в течение четырех недель.
Цель практики. Освоение студентами программ действий, практических умений и навыков по оказанию психологической помощи и поддержки субъектам образовательной среды.
Задачи практики.
1. Систематизация и применение в практической деятельности теоретических знаний о функционировании психологической службы системы образования, о психологических технологиях реализации функциональных обязанностей педагога-психолога.
2. Овладение профессиональными умениями, необходимыми для продуктивной деятельности практического психолога образования:
·умения объективно анализировать реальные условия и состояние образовательной среды;
·умения планировать и эффективно осуществлять психолого-педагогическую работу в соответствии с научными рекомендациями, целями и задачами образовательного учреждения, интересами субъектов образовательной среды;
·умения объективно оценивать результаты психолого-педагогической деятельности.
3. Расширение и углубление профессиональных навыков в следующих видах деятельности:
· психодиагностика;
· психологическая профилактика;
· психологическая коррекция;
· психологическое просвещение.