Работа студентов в период летней практики оценивается дифференцированно.
Критериями оценки являются:
· Уровень осмысления студентом своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, эффективности используемых форм организации и методов).
· Степень сформированности профессионально – педагогических умений.
· Уровень профессиональной направленности будущего учителя (проявление интереса к профессии, уважительное отношение к личности ребенка, этика общения с руководителями, коллегами и родителями, активность, добросовестность и т.д.)
«Отлично» ставится студенту, который в срок и на достаточно высоком уровне выполнил весь запланированный объем работы, проявил самостоятельность, инициативность, творческий подход, высокую культуру общения.
«Хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченный объем работы, проявил ответственное отношение к своим обязанностям, но не обнаружил потребности в творческом поиске.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики, но не оказал знания психолого – педагогической теории и умения применять ее на практике. Допускал ошибки в планировании, организации и проведении воспитательной работы, не учитывал в достаточной степени индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Нарушал правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации ДОЛ.
«Неудовлетворительно» ставится студенту,который не выполнил программу летней педагогической практики, обнаружил слабые знания психолого – педагогические теории и неумение применять ее на практике. Формально отнесся к выполнению своих обязанностей в качестве отрядного вожатого (воспитателя, руководителя детского объединения и др.).
При выставлении итоговой оценки за летнюю педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом воспитательной работы, его активность, отношение к педагогической профессии, к детям, качество отчетной документации и срок ее предоставления факультетскому руководителю.
Программа диагностической практики
Курс
13.
Пояснительная записка
Общей целью изучения психологии в педагогическом вузе является формирование у студентов умения мыслить психологически, так называемого теоретического «психологического мышления», позволяющего отражать психическую реальность в форме психологических понятий и категорий, уметь применять полученные психологические знания для объяснения фактов и явлений педагогического процесса, для преобразования психики ученика в интересах развития его личности (обучения и воспитания).
Решению данной цели способствует педагогическая практика в образовательном учреждении.
Предлагаемая диагностическая практика относится к учебным видам практики, где основное время студентов регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу различных сторон и проявлений отдельного ребенка или группы детей, и в которых профессиональные умения приобретаются в совместной работе с психологом образовательного учреждения.
Развитие основных групп профессиональных умений студентов в процессе практики предполагается реализовать через организацию целостного анализа психики диагностируемого ребенка или группы детей, необходимость которого неоднократно указывалась М.Я. Басовым, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейном, А.А. Люблинской, а также многими современным исследователями, среди которых Н.В. Коптева (1989), Ю.Н.Кулюткин (1983), Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков (2000) и др.
Цель практики – знакомство студентов с целостным диагностическим процессом.
Задачи практики:
· Актуализировать и расширить знания студентов в области психодиагностики детей.
· Развить диагностические умения студентов, включающие четыре компонента: проектировочный (умение анализировать запрос на диагностику и др.), содержательно- организационный (умение собрать данные об объекте диагностики), аналитико-результативный (умение обработать, проанализировать и интерпретировать результаты и др.), прогностический (умение составить прогноз и дать рекомендации).
· Развивать профессиональную рефлексию у студентов.
Содержание и характер деятельности студентов
Студент на практике выполняет ряд обязательных заданий, за которые он письменно отчитывается перед своим методистом-преподавателем. К ним относится выявление наиболее актуальных для образовательного учреждения тем диагностических обследований из ряда предложенных в программе практики и их проведение.
Отбор содержания практики строился на ряде принципов:
· принцип вариативности (предполагает отбор содержания диагностики в соответствии с выявленным запросом администрации образовательного учреждения);
· принцип систематичности (проявляется в том, что в течение трех недель испытуемые изучали основные линии психического развития одного ребенка или группы детей, с учетом уже имеющихся о них данных, полученных психологом и другими специалистами, родителями);
· принцип прочности осуществляется в процессе овладения студентами научными психологическими методами изучения центральных линий психического развития детей (целенаправленные наблюдения, беседы, тесты и др.);
· принцип доступности (содержание практики строится с учетом уже имеющейся теоретической подготовки студентов, включающей курсы общей и возрастной психологии, курс методов психолого-педагогического исследования, а также курса психодиагностики);
· принцип связи теории с практикой (практика расширяет и углубляет теоретические представления студентов в области психодиагностики; изучение линий психического развития детей подчиняется целям и задачам педагогического процесса);
· принцип целостности (изучение детей направлено на определение целостного портрета их психического развития – развитие познания, личности и деятельности; все получаемые данные систематизируются и обобщаются в итоговом заключении по результатам диагностики).
Для определения содержания практики студентам предлагается выбрать из нескольких направлений психодиагностической работы два по собственному усмотрению:
· профориентационная диагностика (групповая или индивидуальная форма);
· диагностика социальной и педагогической дезадаптации школьников (индивидуальная форма);
· выявление детей «группы риска» по употреблению психоактивных веществ (групповая форма);
· изучение психологического обеспечения учебного процесса в форме психолого-педагогический мониторинга процесса школьной адаптации группы учащихся;
· групповое исследование уровня психологического здоровья детей.
Кроме выполнения двух обязательных диагностических обследований, студент в ходе практики активно участвует в психодиагностической работе психологов образовательного учреждения, выполняет дополнительные аналитические задания по самооценке собственных диагностических умений.
Время работы студента определяется режимом образовательного учреждения и составляет 36 часов в неделю. Содержание и объем работы в пределах 36 часов определяется администрацией образовательного учреждения совместно с методистом-преподавателем и фиксируется в дневнике по практике в первую же неделю.
14.