В ходе практики руководство студентами осуществляет назначенный кафедрой психологии МГПУ методист-преподаватель, он же в дальнейшем выставляет оценку за практику.
Установочная конференция по практике проводится в университете за неделю до начала работы студентов в образовательных учреждениях. Заключительная конференция проводится в университете после проверки руководителем практики отчетной документации студентов.
В течение всех трех недель практики проводятся групповые консультации для студентов по вопросам организации и содержания психодиагностической работы, по методам обработки данных и оформлению результатов и др. Также осуществляются отдельные выходы методиста-преподавателя в образовательные учреждения.
В целом, руководство деятельностью студентов осуществляется с учетом ряда принципов:
· принципа индивидуального подхода, который состоит в индивидуализации практики по объему выполняемой работы (студенты могут сокращать или расширять диагностические программы по отдельным проблемам), по характеру и по количеству оказываемой помощи со стороны групповых руководителей и консультантов студентам, имеющим различный уровень развития диагностических умений;
|
|
· принципа постоянной «обратной связи», которыйреализуется за счет ознакомления студентов с мнением руководителя практики о ходе и результатах работы каждого, и анализа мнений студентов о результатах их работы в образовательном учреждении;
· принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студентов, которыйосуществляется за счет поощрения самостоятельного поиска и реализации необходимых диагностических методик, анализа дополнительной методической литературы, взаимопомощи и взаимного анализа студентами деятельности друг друга.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение теоретических представлений студентов в области психодиагностики в сторону их большей осмысленности и полноты.
2. Наличие положительной динамики в развитии диагностических умений у студентов по критериям полноты, осознанности, гибкости, самостоятельности и оригинальности.
3. Развитие рефлексии студентов в сторону большей реалистичности самооценки собственных диагностических умений.
4. Формирование психологической установки на дальнейшее овладение знаниями в области психодиагностики и на совершенствование собственных диагностических умений.
Форма отчетности
К обязательной документации студентов относятся:
1. Подробный письменный отчет о выполнении двух психодиагностических исследований (с приложением протоколов, заключения).
|
|
2. Дневник практики, который заполняется каждый день (см. приложение 2).
3. Учетная карта с характеристикой студента, заверенная директором образовательного учреждения с подписью и печатью (см. приложение 3).
4. Ответы на вопросы анкеты «Адаптация педагогов к профессиональной деятельности» (см. приложение 11).
5. Заполненные бланки самооценки собственных диагностических умений (см. приложение 6).
6. Бланк оценки диагностических умений студентов, заполненный психологом школы (см. приложение 7).
Итоговая аттестация: отметка за практику каждому студенту выставляется методистом – преподавателем индивидуально на основании следующих параметров:
· знание практикантом содержания диагностических методик (по результатам теста),
· уровень развития у студента отдельных компонентов диагностических умений (по результатам проверочных заданий),
· полнота объема выполненной работы,
· соответствие качества письменных работ предъявляемым требованиям,
· уровень профессиональной культуры студента (в общении с администрацией, школьниками, коллегами и другими лицами),
· дисциплинированность и добросовестность практиканта.
Программа практики в педагогическом колледже
Курс
Пояснительная записка
Педагогическая практика в образовательных учреждениях является одним из значимых аспектов подготовки будущего педагога-психолога. От студента-практиканта требуется высокий уровень общей психологической и педагогической культуры, осознание сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием учащихся разного возраста.
Производственная практика в педагогическом колледже предполагает освоение студентами профессиональных умений посредством выполнения всех функций преподавателей, классных руководителей. Кроме того, данная практика должна способствовать накоплению опыта личностного и деятельностного подхода к педагогическому процессу, формированию у будущих педагогов установки на ведущую роль психологической культуры при оперировании психотехническими приемами воздействия на ребенка, потребности в профессиональных достижениях на фоне духовно-нравственного развития личности.
Сроки проведения практики. Практика в педагогическом колледже осуществляется студентами 4 курса, обучающимися по специальности «050706-Педагогика и психология», в течение четырех недель.
Цель практики. Овладение студентами основными структурными элементами преподавательской, воспитательной, культурно-просветительской и социально-педагогической деятельности как важнейших компонентов профессиональной подготовки педагога-психолога.
Задачи практики.
· Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знаний по психолого-педагогическим дисциплинам.
· Развитие и совершенствование следующих общепедагогических умений:
· умения ставить конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;
· умений отбирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств с учетом закономерностей возрастного, индивидуального развития интеллекта и личности, психологических механизмов взаимодействия в учебной группе;
· умения определять и оценивать достигнутый педагогический результат;
· умения анализировать учебно-воспитательную работу, устанавливать причины несоответствия результатов поставленным целям.
· Формирование специфических профессиональных умений преподавателя педагогики и психологии:
· умения определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, внеклассных занятий по предмету;
|
|
· умения организовывать учебно-познавательную активность обучаемых;
· умения отбирать и применять адекватно содержанию учебного материала различные методы, приемы и формы организации обучения.
6. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, формирование умения изучать и обобщать педагогический опыт.
Содержание и характер деятельности студентов
Содержание деятельности студентов в ходе производственной практики в педагогическом училище (колледже) должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности педагога-психолога, преподавателя педагогики и психологии.
В содержание практики входит:
8. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом:
· беседы с администрацией, педагогами, руководителями метод-объединений, классными руководителями, представителями родительских комитетов о постановке учебно-воспитательной работы;
· ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием училища, кабинетов, с режимом работы образовательного учреждения и его подструктур (библиотеки, методкабинетов и др.).
9. Изучение:
5. учебных программ, тематических и поурочных планов преподавателей педагогики и психологии, планов работы классных руководителей, классных журналов, личных дел, медицинских карт и дневников учащихся;
6. коллектива и личности учащихся с одновременным анализом сложившейся в коллективе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива;
7. психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельности, целостного образовательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии.
10. Планирование и проведение учебной и внеклассной работы по педагогике и психологии:
8. составление графика проведения уроков на период практики;
|
|
9. посещение уроков преподавателя и практикантов (не менее 5 уроков) с их последующим психолого-педагогическим анализом;
10. разработка конспектов или развернутых планов уроков, различных форм внеурочной познавательной деятельности (каждый практикант обязан провести не менее 6 уроков, не менее 1 внеклассного мероприятия по предмету: факультативные или кружковые занятия, выпуск стенгазеты, лекторий);
11. проведение и анализ уроков, индивидуальной и дифференцированной учебной работы, внеклассных мероприятий по предмету.
11. Проведение внеурочной воспитательной работы в классе в качестве классного руководителя:
4. изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики;
5. подготовка и проведение классных часов, участие в организации дежурства по классу (колледжу);
6. подготовка, организация и осуществление не менее 1 воспитательного мероприятия;
7. выступление на родительском собрании, просветительская работа с родителями учащихся.
12. Выполнение методической и исследовательской работы:
· систематический анализ своей педагогической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы образовательного учреждения в педагогическом дневнике;
· участие в работе методического объединения, подготовка материалов для методического кабинета училища.