Организация деятельности студентов

В ходе практики руководство студентами осуществляет назначенный кафедрой психологии МГПУ методист-преподаватель, он же в дальнейшем выставляет оценку за практику.

Установочная конференция по практике проводится в университете за неделю до начала работы студентов в образовательных учреждениях. За­ключительная конференция проводится в университете после проверки ру­ководителем практики отчетной документации студентов.

 В течение всех трех недель практики проводятся групповые консультации для студентов по вопросам организации и содержания пси­ходиагностической работы, по методам обработки данных и оформлению результатов и др. Также осуществляются отдельные выходы методиста-преподавателя в образовательные учреждения.

В целом, руководство деятельностью студентов осуществляется с учетом ряда принципов:

· принципа индивидуального подхода, который состоит в индивидуали­зации практики по объему выполняемой работы (студенты могут со­кращать или расширять диагностические программы по отдельным проблемам), по характеру и по количеству оказываемой помощи со стороны групповых руководителей и консультантов студентам, имею­щим различный уровень развития диагностических умений;

· принципа постоянной «обратной связи», которыйреализуется за счет ознакомления студентов с мнением руководителя практики о ходе и результатах работы каждого, и анализа мнений студентов о результатах их работы в образовательном учреждении;

· принципа сочетания педагогического управления с развитием инициа­тивы и самостоятельности студентов, которыйосуще­ствляется за счет поощрения самостоятельного поиска и реализации необходимых диагностических методик, анализа дополнительной методической литературы, взаимопомощи и взаимного анализа сту­дентами деятельности друг друга.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение теоретических представлений студентов в области пси­ходиагностики в сторону их большей осмысленности и полноты.

2. Наличие положительной динамики в развитии диагностических уме­ний у студентов по критериям полноты, осознанности, гибкости, самостоятельности и оригинальности.

3. Развитие рефлексии студентов в сторону большей реалистичности самооценки собственных диагностических умений.

4. Формирование психологической установки на дальнейшее овладение знаниями в области психодиагностики и на совершенствование соб­ственных диагностических умений.

Форма отчетности

 К обязательной документации студентов относятся:

1. Подробный письменный отчет о выполнении двух психодиагности­ческих исследований (с приложением протоколов, заключения).

2. Дневник практики, который заполняется каждый день (см. приложе­ние 2).

3. Учетная карта с характеристикой студента, заверенная директором образовательного учреждения с подписью и печатью (см. приложе­ние 3).

4. Ответы на вопросы анкеты «Адаптация педагогов к профессиональ­ной деятельности» (см. приложение 11).

5. Заполненные бланки самооценки собственных диагностических уме­ний (см. приложение 6). 

6. Бланк оценки диагностических умений студентов, заполненный пси­хологом школы (см. приложение 7).  

Итоговая аттестация: отметка за практику каждому студенту вы­ставляется методистом – преподавателем индивидуально на основании сле­дующих параметров:

· знание практикантом содержания диагностических методик (по ре­зультатам теста),

· уровень развития у студента отдельных компонентов диагностиче­ских умений (по результатам проверочных заданий),

· полнота объема выполненной работы,

· соответствие качества письменных работ предъявляемым требовани­ям,

· уровень профессиональной культуры студента (в общении с админи­страцией, школьниками, коллегами и другими лицами),

· дисциплинированность и добросовестность практиканта.

Программа практики в педагогическом колледже

Курс

Пояснительная записка

    Педагогическая практика в образовательных учреждениях является одним из значимых аспектов подготовки будущего педагога-психолога. От студента-практиканта требуется высокий уровень общей психологической и педагогической культуры, осознание сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием учащихся разного возраста.

    Производственная практика в педагогическом колледже предполагает освоение студентами профессиональных умений посредством выполнения всех функций преподавателей, классных руководителей. Кроме того, дан­ная практика должна способствовать накоплению опыта личностного и дея­тельностного подхода к педагогическому процессу, формированию у бу­дущих педагогов установки на ведущую роль психологической культуры при оперировании психотехническими приемами воздействия на ребенка, потребности в профессиональных достижениях на фоне духовно-нрав­ственного развития личности.

Сроки проведения практики. Практика в педагогическом колледже осуществляется студентами 4 курса, обучающимися по специальности «050706-Педагогика и психология», в течение четырех недель.

Цель практики. Овладение студентами основными структурными элементами преподавательской, воспитательной, культурно-просветитель­ской и социально-педагогической деятельности как важнейших компонен­тов профессиональной подготовки педагога-психолога.

Задачи практики.

· Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знаний по психолого-педагогическим дисциплинам.

· Развитие и совершенствование следующих общепедагогических уме­ний:

· умения ставить конкретные задачи развития личности и коллекти­ва на определенных этапах педагогического процесса;

· умений отбирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств с учетом закономерностей возрастного, индивидуального развития интел­лекта и личности, психологических механизмов взаимодействия в учебной группе;

· умения определять и оценивать достигнутый педагогический ре­зультат;

· умения анализировать учебно-воспитательную работу, устанавли­вать причины несоответствия результатов поставленным целям.

· Формирование специфических профессиональных умений препода­вателя педагогики и психологии:

· умения определять и решать обучающие, развивающие и воспита­тельные задачи урока, внеклассных занятий по предмету;

· умения организовывать учебно-познавательную активность обучае­мых;

· умения отбирать и применять адекватно содержанию учебного ма­териала различные методы, приемы и формы организации обуче­ния.

6. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогиче­ской деятельности, формирование умения изучать и обобщать педа­гогический опыт.

 

  Содержание и характер деятельности студентов

Содержание деятельности студентов в ходе производственной прак­тики в педагогическом училище (колледже) должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности педагога-психо­лога, преподавателя педагогики и психологии.

В содержание практики входит:

8. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы образова­тельного учреждения, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом:

· беседы с администрацией, педагогами, руководителями метод-объеди­нений, классными руководителями, представителями родительских комитетов о постановке учебно-воспитательной работы;

· ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудова­нием училища, кабинетов, с режимом работы образовательного учре­ждения и его подструктур (библиотеки, методкабинетов и др.).

9. Изучение:

5. учебных программ, тематических и поурочных планов преподавателей педагогики и психологии, планов работы классных руководителей, классных журналов, личных дел, медицинских карт и дневников уча­щихся;

6. коллектива и личности учащихся с одновременным анализом сложив­шейся в коллективе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива;

7. психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельно­сти, целостного образовательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии.

10. Планирование и проведение учебной и внеклассной работы по педа­гогике и психологии:

8. составление графика проведения уроков на период практики;

9. посещение уроков преподавателя и практикантов (не менее 5 уроков) с их последующим психолого-педагогическим анализом;

10. разработка конспектов или развернутых планов уроков, различных форм внеурочной познавательной деятельности (каждый практикант обязан провести не менее 6 уроков, не менее 1 внеклассного мероприя­тия по предмету: факультативные или кружковые занятия, выпуск стен­газеты, лекторий);

11. проведение и анализ уроков, индивидуальной и дифференцированной учебной работы, внеклассных мероприятий по предмету.

11. Проведение внеурочной воспитательной работы в классе в качестве классного руководителя:

4. изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспита­тельной работы на период практики;

5. подготовка и проведение классных часов, участие в организации де­журства по классу (колледжу);

6. подготовка, организация и осуществление не менее 1 воспитательного мероприятия;

7. выступление на родительском собрании, просветительская работа с ро­дителями учащихся.

12. Выполнение методической и исследовательской работы:

· систематический анализ своей педагогической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы образовательного учреждения в педаго­гическом дневнике;

· участие в работе методического объединения, подготовка материалов для методического кабинета училища.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: