Рекомендации по проведению образовательного мониторинга как составной части управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Их целью является оказание практической помощи руководителям общеобразовательных учебных заведений по вопросам проведения локального (внутришкольного) образовательного мониторинга.
I. Образовательный мониторинг в системе общего среднего образования
Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Получение такой информации возможно при проведении образовательного мониторинга.
Мониторинг – комплекс процедур по наблюдению, текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразований на достижение заданных параметров развития объекта.[1]
Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии с запланированными результатами.
|
|
Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования.
При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.
Мониторинг проводится, как правило, в сроки, определенные администрацией учебного заведения, и включает три этапа.
· Подготовительный:
- постановка цели;
- определение объекта и направлений исследований;
- выбор критериев и инструментария.
· Практический:
- сбор информации;
- анализ документации;
- мониторинг уровня учебных достижений учащихся по всем или отдельным учебным дисциплинам;
- анкетирование, тестирование;
- самоанализ деятельности.
· Аналитический:
- обработка полученных результатов;
- систематизация информации;
- анализ данных;
- выводы, принятие соответствующего управленческого решения;
- разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) и т.д.;
- определение дальнейших объектов мониторинга.
Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы:
· содержание образования;
· уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков учащихся (уровень учебных достижений);
|
|
· результаты учебно-воспитательного процесса;
· средства, которые используются для достижения образовательных целей;
· другие аспекты деятельности общеобразовательного учебного заведения.
Инструментарий мониторинга -средства, которые используются при его проведении и их составляющие.
Средства:
· тематические проверки;
· анализ статистической отчетности;
· анализ школьной документации;
· социологические исследования;
· анкетирование, тестирование;
· самооценка;
· наблюдение;
· мониторинг учебных достижений учащихся и т.д.
Составляющие:
· четко определенный объект мониторинга;
· заданные параметры развития объекта;
· критерии оценивания заданных параметров;
· технология проведения текущего контроля;
· банк данных по регулированию процесса, направленного на достижение конечного (запланированного) результата.
Основным фактором в создании инструментария является разработка моделей оценивания объектов мониторинга.
При создании таких моделей, как правило, выделяются:
· параметры, которые отвечают целям деятельности объекта;
· факторы, влияющие на достижение цели;
· критерии, детализирующие каждый фактор, в соответствии с образовательными задачами, как отдельного общеобразовательного учебного заведения, так и региона в целом.
В целях получения объективных результатов определяется коэффициент каждого критерия. Этот коэффициент представляет собой балльную оценку в частях единицы и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения приоритетных направлений в деятельности общеобразовательного учебного заведения.
II. ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием.
На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга:
· государственный;
· региональный;
· локальный (внутришкольный)[2].
Локальный мониторинг позволяет анализировать развитие системы образования в отдельном общеобразовательном учебном заведении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (направлениям):
· директорский мониторинг;
· административный мониторинг;
· педагогический мониторинг;
· ученический мониторинг.
Мониторинговые исследования по вышеперечисленным направлениям дают возможность наблюдать деятельность участников учебно-воспитательного процесса и ее результаты, а именно:
· директорский мониторинг изучает управленческую деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения. Результат - развитие образования в общеобразовательном учебном заведении и повышение уровня самоорганизации администрации учебного заведения;
· административный - управленческую деятельность администрации учебного заведения в целом, результат – улучшение качества работы учителей;
· педагогический - деятельность учителей по организации учебно-воспитательного процесса, результат - повышение уровня обученности учащихся и самоорганизации учителей;
· ученический - деятельность учащихся по самоуправлению процессом усвоения знаний, результат – положительная динамика уровня и качества усвоения содержания образования, а также уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике.
При этом на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующие факторно-критериальные модели:
· деятельности общеобразовательного учебного заведения;
· деятельности директора;
· деятельности учителя;
· деятельности учащихся (Приложения 1, 2, 3, 4) [3].
Параметры, факторы, критерии, коэффициенты в предложенных моделях могут быть дополнены или изменены в соответствии со статусом и приоритетными направлениями деятельности общеобразовательного учебного заведения.
|
|