Тема 12. Методы и методические системы обучения. Формы и средства организации учебного процесса

Понятие метода обучения. Направленность методов обучения. Проблема классификации методов обучения. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) и по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова).

Диагностика как точное определение результатов процесса. Компоненты диагностики: контроль, проверка, оценивание; накопление статистических данных и их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Проверка как составная часть контроля.

Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Методы контроля: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль

  Оценка и учет результатов учебной деятельности. Отметка как качественное выражение оценки. Критика сложившейся системы оценивания результатов учебной деятельности.

 

Тема 13. Личностно-ориентированный подход в обучении

  Социально-культурные, теоретико-методические, практико-преобразующие причины возникновения личностно-ориентированного обучения. Разработка индивидуального и дифференцированного подхода в обучении как исторически исходное основание для разработок личностно-ориентированного обучения.

Основные положения личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманской: психологическая модель. Концепция личностно-ориентированного обучения В.В. Серикова.

Критерии эффективности деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью: зависимость плана от готовности класса; свободный выбор заданий, вида и формы материала; создание положительного эмоционального настроя на работу; обсуждение личных впечатлений.

 

УЧЕБНО - Тематический план дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

 

№ п/п Наименование модулей и тем по учебной программе

Кол-во часов по одной форме

Самостоятельная работа Кол-во часов на сам. раб. Всего часов по теме
    Лекции Практич. занятия      
  1 2 3 4   5

 

Модуль I Общие основы педагогики

1 Становление научной педагогики. Предметно-проблемное поле современной педагогики 2 - Изучение 4 6
2 Образование как общественное явление и педагогический процесс. - 4 Изучение 4 6
3. Методология и методы педагогического исследования   2 - Изучение 4 4

Модуль II Теория воспитания

4 Воспитание в целостном педагогическом процессе 2 - Составление развернутого конспекта. 3 2
5 Специфика различных направлений воспитательной деятельности. Интегративная природа нравственного воспитания. 2 - Сравнительный анализ разных стилей педагогической деятельности. 4 6
6 Принципы и методы воспитания 2 - Подготовка докладов по теме. 4 6
7 Коллектив как объект и субъект воспитания - 4 Составление развернутого конспекта. 2  

Модуль III Теория обучения (дидактика)

8 Сущность процесса обучения. - 4 Составление развернутого конспекта. 3  
9 Основные дидактические теории и концепции обучения 2 - Сравнительный анализ разных теории эмоций. 4 6
10 Закономерности и принципы обучения. 2        
11 Методы и методические системы обучения. Формы и средства организации учебного процесса 2        
12 Личностно-ориентированный подход в обучении. 2        
13 Методы и методические системы обучения   4      
14 Формы и средства организации учебного процесса   2      
  Итого: 18 18   36 72

4 ПЛАНЫ семинарских (ПРАКТИЧЕСКИХ)
ЗАНЯТИЙ


Тема 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс

(2 ч.)

Форма проведения: семинар.

Цель занятия: проанализировать основные истоки и тенденции развития современного образования как общественного и педагогического явления

 

Вопросы для обсуждения:

1. Образование как общественное явление (институт, система). Генезис образования как социального явления.

2. Цели образования в современном мире.

3. Народность образования (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен)

4. Педагогический процесс.

5. Воспитание и обучение как результативная и процессуальная составляющие образования.

6. Ценностные приоритеты модернизации образования.

 

Основная литература:

1. Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб.: «Питер» - 2011. – 260 с.

2. Голованова, Н.Ф. Педагогика / Н.Ф. Глованова. – М.: «Академия», - 2011. – 250 с.

3. Педагогика: учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

4.Смирнов, С.А. Педагогика: теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиян. - М.: Academia. – 2007. – 384 с.

 

Дополнительная литература:

1. Булатова, О.С. Искусство современного урока. / О.С. Булатова. - М.: «Academia». – 2007. – 256 с.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

3. Осмоловская, И.М. Дидактика. / И.М. Осмоловская. - М.: «Academia». – 2006. – 240 с.

4. Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: «Academia». – 2007. – 368 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: «Academia». – 2007. – 576 с.

6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход./ Ю.Г. Фокин. - М.: «Academia». – 2007. – 240 с.

1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: «Academia». – 2007. – 576 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1997. – №4. – С.11-17.

2. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л, Братченко. – М.: Смысл, 1999 – 137 с.

3. Врублевская, Е.Г. Педагогика: Учебное пособие. - Хабаровск: РИО ДВАГС, 2003 - 301 с.

4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.

5. Джуринский, А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире / А.Н. Джуринский // Педагогика, 2004. – № 3. – С. 83-95.

6. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А.С. Запесоцкий. – СПб.: ИГУА, 2001.- 322 с.

7. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир / Иллич Иван; под ред. Т. Шанина; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

8. Современная социология образования / под ред. А.М. Осипова и В.В. Тумалеева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 320 с.

9. Шиянов, Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики: Педагогика / Е.Н. Шиянов, С.В. Недбаева, 2003. – №4. – С. 16-21.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: