На вступительных испытаниях по обществознанию

 

 

Настоящая программа соответствует программам по обществознанию для основной и полной средней школы.

В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе, и обнаружить способность:

· определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

· правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины;

· называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

· сравнивать изученные социальные объекты;

· объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

· характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении;

· приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;

· давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

Краткие методические рекомендации по обществознанию

Абитуриенту, изучающему общественные дисциплины, следует помнить, что по каждой проблеме обществознания всегда существуют различные точки зрения, так как представление о мировоззрении и общественном устройстве все время развивается и непосредственно затрагивает жизненные интересы людей. Поэтому абитуриенту необходимо располагать достаточной информацией об основных подходах к решению тех или иных обществоведческих проблем, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе научных знаний по различным разделам дисциплины.

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

План ответа:

Общество и общественные отношения. Общество и природа. «Вторая природа».

Общество как развивающаяся система. Общество как целостная система. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

Изменчивость и стабильность общества. Типология обществ: традиционное общество, индустриальное общество, индустриальное общество как техногенная цивилизация. Состояние современного общества. Восток и Запад в диалоге культур.

Историческое развитие человечества, исторический процесс. Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Исторический процесс. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности их роль в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. Свобода деятельности человека. Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.

 

Тема 2. Человек

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

План ответа:

Происхождение человека и становление общества. Наука о происхождении человека. Становление общества. Человечество как результат биологической и социальной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Сущность человека как проблема философии. Процесс становления человека. Отличие человека от животных. Человек - биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Цели и средства человеческой деятельности. Взаимосвязь мышления и деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении человека. Взаимосвязь мышления и языка. Социально-философский анализ общества. Человек в обществе, общественные отношения.

Человек как духовное существо. Духовный мир личности. Мировоззрение – ядро духовной жизни: обыденное мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение. Менталитет человека. Мораль и нравственность, моральные категории.

Деятельность как способ существования людей. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Виды деятельности. Творческая деятельность, ее особенности. Содержание и формы духовной деятельносчти: создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Трудовая деятельность: труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Становление личности и ее периодизация. Становление внутреннего мира человека. Социальное поведение человека. Социальные цели, установки. Коммуникация или общение. Средства общения. Невербальное общение. Особенности общения в современном мире. Общение как взаимодействие. Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Общение как понимание. Как происходит восприятие. Малые группы. Межличностные отношения в группах. Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. Групповая дифференциация и лидерство, положение личности в группе. Семья как малая группа, ее особенности. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Конфликт в межличностных отношениях. Поведение личности в конфликте. Пути разрешения конфликтов.

Проблема познаваемости мира. Бытие и познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его границы и возможности. Сущность и формы рационального сознания. Истина и ее критерии. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания мира. Миф и познание мира. Жизненный опыт и познание мира. Народная мудрость и здравый смысл. Познание средствами искусства. Научное познание. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Как происходят научные революции. Научное мышление и современный человек. Социальное познание. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальные науки и гуманитарное знание. Знание и сознание. Что такое сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и развитие личности. Самопознание, критерии самооценки. Развитие самопознания и формирование личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: