Ответ на экзаменационный билет

На первый вопрос: Годы правления Александра I: 1801-1825 гг. Основной чертой правления Александра I была борьба двух тенденций – реформаторско-либеральной и консервативной, поэтому можно выделить два периода:

1. До Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг., в ходе которого была сделана попытка проведения широких либеральных преобразований;

2. После 1812-1814 гг., когда возобладала охранительно-консервативная тенденция.

 Первыми шагами правительства стало объявление амнистии, открытие границ, восстановление в полном объёме Жалованных грамот дворянам и городам, запрещение в печати объявлений о продаже крепостных крестьян, передача рассмотрения судебных дел в Сенат. В начале 1803 г. император закрыл Негласный комитет. Новый виток реформаторства был связан с выдвижением на политическую арену М.М. Сперанского. В 1807. г.Сперанский стал статс-секретарём Александра I, с 1808 г. – заместителем министра юстиции. Именно ему император поручил разработать план государственных преобразований. В 1809 г. было составлено «Введение к уложению государственных законов».

Основное содержание документа:

1. Разделение властей: законодательная – Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная – Сенату;

2. Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной;

3. Выборность в Государственную думу на основе непрямых (4-х ступенчатых) и цензовых выборов;

4. Сохранение сословных начал (дворяне, «среднее состояние» купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий») и крепостного права;

5. Создание системы центральных и местных органов власти;

6. Создание Государственного совета – высшего законосовещательного органа власти, который должен обсуждать законы, а после одобрения их императором направлять для обсуждения в Государственную думу. Без одобрения Государственного совета ни один закон не вступал в силу.

Александр I признал проект Сперанского удовлетворительным, но встретил упорное сопротивление высших сановников. В правительственных кругах Сперанскому противостоял близкий к Александру реакционер А.А. Аракчеев. Весь масштаб преобразований Сперанского свёлся к учреждению в 1810 г. Государственного совета. В 1812 г. последовала отставка Сперанского.

       Второй этап преобразований начался в ожидании больших перемен в обществе после побед 1812 г. и победоносных заграничных походов 1813-1814 гг. Основными направлениями преобразований второго этапа были:

- преобразования в сфере управления (Россия превращалась в федерацию 12 наместничеств; император обладал верховной властью, законодательная власть принадлежала Государственному сейму, исполнительная – Государственному совету, судебная – Верховному суду).

- крестьянская реформа (создание военных поселений, крестьяне должны были совмещать военную службу с занятием сельским хозяйством; ликвидация крепостного права в Прибалтике, однако с сохранением помещичьего землевладения; был принят указ, восстанавливающий право помещиков направлять крестьян в Сибирь в ссылку и указ о монопольном праве потомственных дворян владеть крепостными крестьянами).

- изменения в сфере образования.

В целом период 1820-1825 гг. вошёл в историю под названием «аракчеевщина» - военно-полицейский режим, созданный в условиях подъёма общественного движения для сохранения режима. Таким образом, реформы, направленные на обновление государственного строя, потерпели поражение в силу консерватизма российского общества.

На второй вопрос: Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - систему административно-командную. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников ("тридцатитысячники"). В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административными принуждениями, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С. Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей продать личный скот государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясомолочную продукцию. Началось новое раскрестьянивание селян. В 1930-е годы их освободили от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске в 1962 г. подавили силой оружия. Были жертвы. Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15%. СССР превратился в могучую промышленную державу.

Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х - первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз). Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались, как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки. Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено, ухватившись за которое надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова...

Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества. Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х годов, была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Как раньше ведомства, так теперь места пытались как можно больше финансового "одеяла" натянуть на себя. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел в направлении жилищного строительства. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны "в краткие исторические сроки". Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные "враги народа" на деле были честными партийцами и советскими патриотами. Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г., в США - летом 1956 г.), стал главным достижением съезда. Инициатор борьбы с культом личности Сталина так и не смог или не захотел понять, что истоки государственного террора уходят в политическую систему общества, которая позволяла одному человеку сосредоточивать в своих руках безграничную власть. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга партийной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов.

Летом 1957 г. высшее руководство страны и партии пришло к выводу, что Н.С. Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене. Глава государства маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. На стороне Хрущева выступил пленум ЦК партии (июнь 1957 г.), который осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС. Вскоре все выступившие против Н.С. Хрущева были отстранены от власти.

В октябре 1961 г на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии. В начале 1960-х гг. образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами, которые партия, обязывалась решить, используя государство как орудие. Эти программы были включены в партийную программу по настоянию Хрущева. В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, лишившей их материальной базы.

Начавшийся в годы правления Н.С. Хрущёва период некоторого ослабления жёсткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошёл в историю под названием «оттепель».

На третий вопрос: Известным художником второй половины XIX века был И.Н. Крамской. Главным в творчестве этого художника стал портрет. Известные картины – «Старик с уздечкой», «Неутешное горе», «Неизвестная», портреты Л.Н. Толстого, П.М. Третьякова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.И. Шишкина. Его картина «Христос в пустыне» - это образ мучительного раздумья перед окончательным выбором жертвенного пути, образ, созвучный проблемам и судьбам многих людей в пореформенной России.

Современники И.Н. Крамского отмечали, что «Христос в пустыне» - рассказ не столько о Христе, сколько вообще о человеке, ищущем свой путь. И пустыня – как собирательный образ пустынного мира, в котором человек, выбирающий путь, остаётся один на один перед выбором.

На четвёртый вопрос: Избранная рада – совет приближённых к царю деятелей (костромской помещик А. Адашев, князь А. Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, и др.; Земский собор – орган территориальной централизации, все члены этого сословно-представительного органа назначались царём. С помощью этих органов Иван IV правил в первый период царствования 1547 г. — до конца 50-х гг.

Приведённые примеры ответов дают наглядное представление об объёме материала, который следует изложить абитуриенту. Следует иметь в виду, что оптимальный ответ начинается с общей характеристики эпохи или проблемы, содержит ясные сведения о сущности тех или иных событий и явлений, их предпосылках, фактической стороне дела, завершается выводами и обобщениями.

Экзаменационная оценка выставляется по стобалльной шкале. Она снижается за неполный ответ и ошибки, отсутствие выводов и аргументов, поверхностное раскрытие темы, слабое знание исторической карты, неправильное использование понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: