На вступительных экзаменах

 

Чаще всего недостатки в ответах встречаются при освещении следующих вопросов:

- Опричнина (не определяют: сущность опричнины, характерные черты, этапы опричнины, не называют главных деятелей опричного приказа, поход на Новгород в 1570 г.).

- Внутренняя политика Николая I (не знают крупнейшие события царствования, противоречия в политике).

- Экономическое развитие России в пореформенные годы (слабо знают фактический материал, сущность промышленного переворота).

- Рабочее движение 1870-1880-х гг. (не знают фактический материал: стачки, рабочие организации).

- Марксистские организации и партии в России в к. XIX - нач. XX в. (марксистские кружки, их лидеры, программные документы).

- Участие России в Первой мировой войне (военные кампании и сражения).

- Февральская революция 1917 г. (сущность двоевластия, фактический материал).

- Создание советского государства (этапы формирования советской государственности, первые мероприятия советской власти).

- Причины и начало Гражданской войны и интервенции (различия в понятиях «гражданская война» и «интервенция», причины их, значение разгона Учредительного собрания, исторические деятели, доказательное обоснование итогов и уроков гражданской войны).

- Коллективизация сельского хозяйства в СССР (понятие «коллективизация», формы производственной кооперации, этапы коллективизации, итоги коллективизации).

- Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е гг. (фактический материал: новейшая история зарубежных стран).

- История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (характеристика военно-стратегических планов советского руководства на начальном этапе войны. Основные военные операции и сражения 1941 г., причины поражения Красной Армии к лету 1942г., фактический материал о перестройке экономики страны на военные рельсы и деятельности тыла, партизанское движение - руководители, координирующий орган, сущность операции «рельсовая война»; операции 1944-45гг.)

- Перестройка (1985–1991 гг. ( причины социально-политического и экономического кризиса СССР в конце 1980-х гг.; общественные предпосылки перемен; августовские события 1991 г.; распад СССР).

-  Россия в 90-е гг. (Россия – суверенное государство; формирование нового политического режима, проблемы развития).

- Вопросы по истории культуры всех периодов.

При подготовке следует обратить внимание на период 2000–2007 гг. (Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI в.? В чём заключаются особенности этого курса? Как понимается суверенитет России? Какова стратегия качественного обновления России? Каковы место и роль России в современном мире?).

Необходимым условием успешной подготовки к экзамену является знание исторической географии. Есть вопросы, где без карты не обойтись, - экономическое развитие страны в разные исторические периоды, территориальные изменения, торговля, социальные движения, войны. На экзамене карта поможет подготовленному абитуриенту, она содержит информацию по вопросам, которые зачастую ускользают из памяти. Готовясь  

 к вступительному экзамену, используйте приложенные к учебникам по истории России исторические карты и специальные атласы.

 

 

Структура экзаменационного билета

 

Все экзаменационные вопросы можно условно разделить на три группы: по социально-экономической истории, по социально-политической истории и по истории культуры. Секрет заключается в том, что ответ на однотипные вопросы нужно строить по общему алгоритму (модулю).

Экономическая история

1. Сельское хозяйство (аграрное производство):

а) земледелие, скотоводство, птицеводство;

б) агротехника;

в) орудия труда и их развитие.

2. Ремесло (промышленность):

а) ремесленное производство на заказ и на рынок;

б) мануфактурное производство;

в) фабричное производство и его отрасли.

3. Торговля, денежный обмен, банковское дело:

а) натуральный и денежный обмен;

б) товарно-денежные отношения;

в) внутренняя торговля;

г) внешняя торговля;

д) банковское дело.

 

Социально-политическая история

1. Реформы:

а) государственного строя;

б) военные;

в) социально-экономические;

г) политические;

д) церковные;

е) в области культуры.

2. Выступления народных масс:

а) пассивные формы борьбы (неповиновение, саботаж, отказ от работы, побег и др.);

б) активные формы борьбы (поджоги, бунты, восстания, революции).

3. Народные восстания:

а) причины;

б) повод;

в) цели;

г) социальный состав;

д) характер;

е) ход;

ж) результаты;

з) историческое значение.

4. Революции:

а) предпосылки;

б) повод;

в) цели;

г) движущие силы;

д) характер;

е) этапы, основные события;

ж) результаты;

з) историческое значение.

5. Войны:

а) причины;

б) повод;

в) цели;

г) участники, военно-политические союзы;

д) характер;

е) этапы, сражения;

ж) результаты;

з) историческое значение.

 

История культуры

1. Духовная жизнь (религия, общественно-политическая мысль, философия, идеология).

2. Образование.

3. Наука и техника.

4. Искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр, кино, прикладное искусство).

5. Литература.

6. Народное творчество.

7. Быт (обычаи, традиции, образ жизни).

 

Примерный вариант экзаменационного билета

Билет № G

1.Основные направления и итоги внутренней политики Александра I.

2. Реформы Н.С. Хрущёва. «Оттепель» (1953-1964 гг.).

3. Охарактеризуйте творчество одного из выдающихся художников XIX в. (по выбору). 

4. Дайте общее определение для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся: боярская дума, Земский собор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: