Состав и последовательность частей школьной научной работы

2. 2. 1. Структура и содержание Введения

Школьная научная работа – комбинаторный жанр. В его структуре обязательными частями являются оглавление (содержание), вводная часть (Введение), теоретическая и аналитическая части, заключительная часть (Заключение), список литературы. К факультативным частям относятся приложения. Произвольным может быть состав и количество глав внутри каждой из основных частей – теоретической и аналитической, – это обусловливается соображениями научной целесообразности, исходя из особенностей работы.

Среди наиболее распространенных структурных дефектов научных работ учащихся следует назвать неоправданное дробление текста на отдельно оформляемые части без достаточных содержательных оснований. Следствием этого становится разделение работы на параграфы, главы и разделы, объем которых может составлять один-два абзаца. При этом значительно ослабляется содержательная связь между частями, они становятся относительно автономными, а текст утрачивает коммуникативное единство и воспринимается как бессвязный. Существенным недостатком, а не достоинством (вопреки распространенному мнению) является неоправданная избыточность иллюстративного материала, помещаемого в приложении. Например, объем приложения, содержащего лишний для понимания основной части материал (несколько портретов писателя или иллюстраций к изданиям его произведений), может значительно превышать объем самого исследования. Как правило, это своего рода компенсация исследовательской беспомощности автора и руководителя. Нередко следствием несостоятельности исследования или описания является диспропорциональность представляемого текста: объем основной части работы оказывается значительно меньше объема презентативных частей – введения и заключения. Такая структура работы заведомо предполагает необоснованность результатов представляемого научного труда и неумение продемонстрировать сам процесс работы с материалом, что, в свою очередь, вынуждает предположить умозрительность выводов, их искусственность и недостоверность.

Традиционно во Введении принято обосновывать выбор темы работы и определение меры ее актуальности. Поэтому первый параграф (или пункт) Введения обычно имеет название «Актуальность темы исследования». О боснование актуальности темы логически опирается на следующие составляющие: 1) знание широкой научной ретроспективы (направлений развития мировой науки вообще), 2) умение ориентироваться в актуальных научных тенденциях, 3) умение правильно определить место научной отрасли, в рамках которой выполнена работа, в контексте современной науки, 4) умение оценить степень научной значимости обращения к избранной теме, базирующееся на знании истории изучения этой темы или смежных с ней тем в рамках данной научной отрасли или смежных отраслей.

Исходя из сказанного, рассматриваемый параграф состоит из нескольких структурно не выделяемых частей, каждая из которых подчинена решению отдельной микрозадачи. Так, на первом этапе обоснования выбора темы исследования, описания ее актуальности необходимо дать общую оценку ориентированности современных научных исследований: «В настоящее время в свете особого внимания научной мысли оказывается человек в его отношении к миру. Это проявляется в становлении новых отраслей гуманитарного знания – например идиостилистики, теории коммуникации и других – и оформлении новых объектов научного исследования …». Уместным в этом отношении может быть комментарий, объясняющий научно-исторические предпосылки указанных явлений (так, применительно к нашему примеру, было бы логично объяснить, в чем автор видит возможные причины активной гуманитаризации научного знания).

На следующем этапе целесообразно указать, в какие актуальные научные тенденции вписывается избранное направление исследования и средствами каких отраслей знания оно может быть поддержано. Так, для гуманитарной науки в настоящее время характерны комплексные многоаспектные исследования, в рамках которых устанавливаются связи между близкими научными дисциплинами. Например, социологические изыскания последних лет неизбежно оказываются тесно связанными с проблемами, которые традиционно изучаются криминологией (общей и медицинской), медицинской психологией, педагогикой, политологией, культурологией, этикой, эстетикой и рядом других отраслей. Умение автора работы ориентироваться в подобных связях, безусловно, выгодно представляет избранную тему.

Далее следует аргументировать необходимость изучения темы средствами избранной отрасли. Для этого необходимо коротко      (в одном-двух предложениях) описать имеющийся в данной отрасли научный задел (теоретические труды, гипотезы, теории, разработанный инструментарий исследования). При этом следует четко определить область еще не изученного и выделить в ней части, научное рассмотрение которых представляется наиболее актуальным. Хотя бы одна из указанных при этом частей должна быть соотносима с темой исследования.

При обосновании актуальности выбранной темы следует исходить из соображений не только ее теоретической значимости для науки, но и из соображений практической пользы обращения к этой теме. Однако при этом необходимо помнить, что в этом параграфе обосновывается актуальность именно темы, а не самой курсовой или дипломной работы. Поэтому прикладной аспект собственного исследования в этой части Введения рассматриваться не должен.

Распространенными ошибками, допускаемыми при обосновании актуальности темы работы, являются 1) подмена понятия актуальности понятием научной новизны и практической значимости, 2) подмена доказательства актуальности темы доказательством актуальности собственной работы, 3) несоблюдение дедуктивной логики доказательства (развертывание обоснования от частного к общему, а не от общего к частному, как требуют стандарты композиции вводных частей). Так, нередко первый пункт Введения ошибочно начинается следующим образом: «Тема нашего исследования актуальна, поскольку…». Подобные конструкции надлежит использовать для оформления выводов из рассуждения, представленного в параграфе, а не в качестве посыла для этого рассуждения. Обращает на себя внимание несформированность у современных школьников навыков систематизации информации, что проявляется в произвольном объединении при анализе отличных друг от друга видов научного материала. Так, при анализе экспрессивных единиц в том или ином тексте авторы не различают семантически, структурно и функционально (а следовательно, не разделяют при описании) разные виды экспрессивов, сопровождая одинаковыми комментариями единицы разных уровней языка (например, одинаково анализируя лексическую синонимию, фразеологию, структурные художественные приемы – градацию, инверсию и др.). Отсутствие представлений о принципах логической систематизации также непосредственно связано с несостоятельностью языкового сознания. В большинстве работ это выражается в неспособности автора и научного руководителя определить степень актуальности собственной работы и её перспективы: «Изучение языка Пушкина актуально, потому что этого великого поэта будут читать всегда!». Как правило, утверждение актуальности и перспективности работы вообще не сопровождается обоснованием: «Наша работа актуальна», «Эта тема перспективна».

В заключительной части параграфа следует определить объект и предмет исследования (их формулировки следует оформлять отдельным абзацем и выделять жирным шрифтом). Предмет научного исследования – это факты или явления, подвергающиеся непосредственному изучению. Предмет всегда выделяется из некоторой области подобных предметов – на основании особенностей содержательного, структурного или любого иного характера. Эта область предметов называется объектом исследования. Так, если исследование посвящено изучению изобразительных средств в современной рекламе, то его объектом будет вся совокупность собранных для анализа рекламных текстов, а предметом – изобразительные средства, обнаруженные в этих текстах.

Неразличение предмета и объекта исследования – едва ли не самая распространенная среди школьников презентативная ошибка. Научным руководителям надлежит помнить, что литературно-художественные произведения, языковые формации (например, просторечие или арго вообще), коммуникативные сферы (например, СМИ или деловое общение) и подобное могут быть только объектом научного изучения, в структуре которого выделяется конкретный предмет, а не самим его предметом. Неопределенность предмета и объекта научной работы часто приводит к необоснованному выбору ее источников. Так, если в цели и теме работы заявлено изучение семантики имени персонажа в русской литературе 19 века, то выбор из всего массива этой литературы одного или двух произведений, в которых также интерпретируются только два-три имени главных персонажей, представляется затруднительным.

Источники исследования обычно характеризуются сразу после определения объекта и предмета. Источниками исследования называют информационные массивы, из которых извлекается изучаемый материал. Поэтому качество работы, построенной на конкретном материале, во многом определяется качеством его источника. Обоснование выбора источника исследования необходимо и для того, чтобы аргументировать необходимость введения в научный оборот нового материала.

Объем описываемого параграфа обусловлен особенностями состава источников, которые оцениваются либо как основные, либо как дополнительные. Описание начинается с основных источников, к которым могут относиться научные, художественные и публицистические издания, подшивки периодической печати, подборки документов (бухгалтерских, юридических, дипломатических, медицинских – напр., истории болезни), данные анкетирования и социологических опросов и т.п. Каждый источник описывается отдельно. При этом начинать описание рекомендуется с оценки, объема и содержания источника (напр., с того, какие виды документов и в каком количестве входят в подборку и почему), характеристики его структуры и принципа составления.

Отдельно оцениваются особые достоинства источника. Таким особым достоинством может быть принцип расположения материала. Так, материал может быть представлен в хронологической последовательности, что важно для работ, в задачу которых входит наблюдение за динамикой тех или иных процессов (напр., при выявлении тенденций развития отдельных отраслей науки или сфер жизни общества; такой анализ называется диахронным). Расположение материала по тематическому принципу имеет важное значение для работ, посвященных статическому наблюдению какого-либо явления (напр., при анализе сфер общественных и личностных интересов, то есть при синхронном анализе).

Особую ценность для исследователя могут иметь сопровождающие материалы источника комментарии, предисловия и послесловия составителей, сообщения об истории составления источников, наличие иллюстрирующих приложений (таблиц, схем, диаграмм и пр.). Все указанное облегчает ориентирование в материале и заметно снижает возможность его некорректного толкования. Поэтому правильный выбор источников исследования имеет значение не только научно-прагматическое, но и научно-этическое.

К дополнительным источникам исследования может относиться справочная и собственно научная литература, из которой извлекаются данные, дополняющие материалы основного источника. Допустим, если мы анализируем подборку судебных документов одного судебного участка, то вполне оправданно в качестве дополнительного материала (со ссылкой на составителя) использовать данные уже опубликованных исследований подобного рода, если они близки данным, представленным в изучаемом нами основном источнике или, наоборот, противоречат ему. Описание дополнительных источников производится по тем же принципам, что и описание основных.

Неразвитость научного и языкового сознания учащихся отражается и в ряде других типичных дефектов школьных научных трудов. Так, нередко жюри отмечается крайне низкая научная эрудиция авторов: в библиографии представляются общеизвестные учебники и справочники или научно-популярные источники, в то время как собственно научная литература, связанная с заявленной темой, достаточно доступна и понятна. Часто используются устаревшие источники при наличии большого количества новой литературы, удобной в качестве теоретической базы школьного исследования.

Далее во Введении определяются цель и задачи работы.

Параграф начинается с формулирования цели работы. При этом необходимо помнить, что цель не должна противоречить избранной научной стратегии. Описательная цель (описать, оценить, представить, изучить, обобщить и т.п.) противоречит исследовательской стратегии, при которой работа фактически содержит самостоятельный анализ и интерпретацию материала. Напротив, если заявлена исследовательская цель (проанализировать, интерпретировать, выявить, установить и пр.), она непременно должна реализоваться в исследовательской же, а не описательной стратегии: если работа с такой целью содержит только описание материала, цель будет оценена как нереализованная.

При формулировании цели следует учитывать оба аспекта научной прагматики – теоретический и прикладной. Поэтому правильно поставленная цель научного труда имеет две составляющие, одна из которых ориентируется на теоретические интересы науки, а другая – на практические интересы общества. К области теоретических интересов может относиться выявление закономерностей, установление связей между фактами или явлениями, наблюдение за динамикой тех или иных процессов, описание и оценка форм взаимодействия между теми или иными составляющими научного наблюдения. Прикладные интересы могут реализоваться в составлении рекомендаций и инструкций, в конкретных научно-технических, медицинских, педагогических, методических разработках, в создании образовательных, социологических, психологических инновационных технологий, в формулировании поправок и дополнений в юридической и дипломатической сфере, в сфере управления производством и контроля качества и пр. Указанные составляющие, как теоретические, так и прикладные, отражаются в формулировке цели: «Цель работы состоит в изучении влияния социальной инерции на принятие личностных решений школьниками и молодежью и в составлении педагогических рекомендаций, способствующих ее преодолению».

При формулировании цели следует быть внимательными к соблюдению норм грамматики. Так, к типичным грамматическим ошибках относится смешение норм сочетаемости глаголов и существительных: «Целью работы является выявить …» вместо нормативного в этой позиции слова «выявление». Возможные нормативные варианты: «Целью работы является выявление (установление, изучение и т.д.)…», «Цель работы – выявить (установить, изучить, определить и пр.)…», «Цель работы состоит в том, чтобы выявить (установить и др.)…».

Для реализации поставленной цели оказывается необходимым решить ряд задач (обычно не менее трех и не более семи-восьми). Состав и последовательность задач определяются последовательностью развертывания научного размышления. Поэтому первой задачей любой научной работы, независимо от избранной отрасли и темы, является задача сбора материала. Традиционно сбор материала в школьных работах осуществляется одним из трех базовых методов.

1) Метод сплошной выборки состоит в вычленении из всего массива рассматриваемых фактов всех, которые соответствуют требуемым параметрам. Этот метод используется в том случае, если требуется представить изучаемое явление наиболее полно, подробно и точно. Например, если научная работа посвящена подробному описанию и классификации (особенно если в цели указана разработка рекомендаций по защите личности от воздействия этих приемов) манипулятивных приемов в рекламе, то при сборе материала методом сплошной выборки из рекламных текстов извлекаются все контексты, содержащие такие приемы. 

2) Метод случайной выборки удобен в том случае, если необходимо собрать дополнительный материал, в той или иной мере иллюстрирующий основной. Такой метод целесообразен тогда, когда желательно быстро получить приблизительное, обобщенное представление об изучаемом факте, явлении, процессе. Этот метод удобен для определения перспектив работы и составления научных прогнозов. При этом факты из всего массива выбираются произвольно или на основании некой условной закономерности (допустим, рекламные контексты, содержащие манипулятивные приемы, извлекаются только из каждого десятого номера газеты).

3) В последние годы особую популярность приобретает метод извлечения, который состоит в выявлении из массива фактов не заранее определенных как объекты поиска, а тех, которые по каким-либо причинам обращают на себя внимание (например, своей нетипичностью для данного типа информационного массива или избыточностью – необычайной активностью, регулярностью). Этот метод продуктивен в том случае, если в задачу исследователя входит обнаружений новых направлений и тенденции, – тогда значимыми оказываются любые необычные факты. Таким способом, например, собирается материал в работах, посвященных описанию ключевых образов в творчестве писателей и поэтов или идейных доминант в гуманитарных концепциях – философских, социологических, культурологических, юридических, педагогических.

После задачи, связанной со сбором материала, второй обычно является задача, связанная с его классификацией – начальным этапом любого описания или интерпретации. Для успешного осуществления классификации следует определить ее возможные параметры, и выбрать те из них, которые являются приоритетными. Основаниями для классификации фактов могут быть их структура, форма выражения, особенности содержания, принципы распространения или расположения, отнесенность к той или иной тематической сфере или области знаний, объем, степень автономности (независимости) от других смежных фактов и пр.

Состав и количество остальных задач определяются в зависимости от планируемых этапов исследования. При этом важно соблюдать принципы научной целесообразности: ни одна не задача, указанная во Введении, не должна, во-первых, выходить за рамки поставленной цели (быть лишней), во-вторых, остаться нереализованной в основной части работы.

Какими бы ни были предшествующие задачи, последней задачей любой научной работы всегда является обобщение и интерпретация полученных результатов. Следствием такого обобщения должно стать достижение поставленной цели. Поэтому в рамках этой же задачи всегда предусматривается реализация прикладной составляющей цели (разработка инструкций, указаний, рекомендаций и пр.).

Любая школьная научная работа посвящается представлению тех или иных научных достижений: идей, теорий, концепций, тезисов и т.д., – которые могут быть как собственными (в исследовательских работах), так и чужими (в реферативных). Такого рода представление осуществляется посредством последовательной проверки авторской рабочей гипотезы. Рабочей гипотезой называют ряд предположений, истинность которых проверяется в ходе работы. Выдвижение и проверка рабочей гипотезы – значимая часть научного размышления. Рабочая гипотеза, по сути, представляет собой предвосхищение выводов, которые планируется сделать по завершении работы. Поэтому количество и состав таких положений должны быть сопоставимы с количеством и составом планируемых задач и этапов исследования. Заметим, что не следует искусственно стремиться к абсолютному тождеству гипотезы и выводов. Несоответствие отдельных положений гипотезы выводам не снижает качества научной работы и является свидетельством научной близорукости автора. Частичные расхождения между предполагаемым и реально наблюдаемым оправданы самой идеей научной объективности, они – естественное следствие развития научной мысли. Наоборот, слишком точное совпадение гипотезы и выводов вынуждает предположить элемент научной спекуляции – намеренного подстраивания гипотезы под уже сделанные выводы.

Решение поставленных в работе задач зависит от правильного выбора методологии работы. Успешность научного труда как при описательной, так и при исследовательской стратегии преимущественно зависит от того, насколько умело автор определил и сочетал необходимые научные методы работы с материалом. Столь же важное значение имеет грамотное представление избранной методологии во вводной части научного труда.

При описании методов работы следует помнить, что они различаются по широте возможностей применения. Так, различают общенаучные методы, которые способны применяться в любой научной отрасли при работе над любой научной проблемой. К таким методам относятся, например, метод описания, располагающий приемами наблюдения и сравнения, метод научного эксперимента, дедуктивный и индуктивный методы, статистический и количественный методы и др. В гуманитарных исследованиях активно используются сравнительно-исторический метод, метод анкетирования, применяемый для сбора материала, а также метод дискурса, требующий учета всех возможных связей изучаемого явления с другими явлениями и описания общности и различий его проявления в связи с каждой из этих связей в отдельности и в целом.

От общенаучных надлежит отличать отраслевые методы, использование которых характерно только для одной научной дисциплины или группы близких дисциплин. Обычно ученые хорошо знают методы своей научной отрасли. Это могут быть методы, характерные только для медицины и связанных с отраслей – химии, биологии, психологии. Однако и химия, и биология, и психология располагают и собственными отраслевыми методами, не имеющими отношения к медицинской сфере.

Каждая научная отрасль располагает рядом подотраслей, основным признаком которых является научный (не профессиональный, а узкодисциплинарный) специалитет. Это такие подотрасли, как, например, фармакокинетика, транслатология, семасиология и пр. Методы, используемые узкими специалистами в этих научных отраслях, называются узкоспециальными. Узкоспециальные методы отличаются от отраслевых тем, что они призваны решать очень частные исследовательские задачи, направлены на установление частных фактов. Такие методы обычно не являются самодостаточными, их применение следует сопрягать с применением общенаучных и отраслевых методов.

При описании методов исследования следует использовать дедуктивную логику: начинать представление с общенаучных методов и заканчивать узкоспециальными. Представление методов не должно ограничиваться их перечислением, поскольку перечисление не дает возможности представить саму методологию работы, то есть порядок и назначение исследовательских действий. Описание любого метода начинается с его квалификации как основного или вспомогательного. Основные методы – это методы сбора материала и его анализа. Многие методы, совмещающие в себе аналитическую и интерпретационную функции (например, дискурсивный метод или метод эксперимента) также используются как основные. Основные методы обычно самодостаточны, их применение дает самостоятельные результаты. Дополнительные, или вспомогательные, методы используются для уточнения результатов, полученных основными методами. Вспомогательными являются, например, методы обработки данных, такие как количественный метод или метод социометрии. Некоторые методы в зависимости от особенностей их применения могут быть использованы и как основные, и как дополнительные, как, например, метод экстраполяции – переноса данных из одной сферы в другую на основании наличия связи между этими сферами или проецирования результатов анализа одного объекта на другой, подобный.

При описании методологии следует указывать, в какой последовательности, в каком объеме и с какой целью применяется каждый метод, какие результаты его применения необходимы для продолжения работы. Следует учитывать, что каждый метод (или группа методов) призван решать одну определенную задачу (как методы сбора материала решают первую задачу в любой работе) и, таким образом, соответствует одному этапу исследования. Поэтому логика описания методологии – это логика, соответствующая представлению этапов работы. Степень подробности представления методов должна быть небольшой, но достаточной для того, чтобы составить общее впечатление о том, как технологически осуществлялось воплощение идеи работы. Корректно подобранными считаются методы, наиболее оптимальные для решения поставленных задач и имеющие объективную, а не субъективную основу. К сожалению, авторы школьных научных работ нередко ссылаются на интуитивное установление того или иного научного факта. Не отрицая значимости в научном процесс индивидуальной интуиции ученого, считаем нужным напомнить, однако, что интуиция взрослого ученого – это способность предвосхищать научные выводы, основанная на многолетнем научном опыте. Школьник, не располагая подобным опытом, руководствоваться интуицией в большей мере, чем объективными интерпретационными методиками, принципиально не может.

В пункте, посвященном обоснованию научной новизны работы, необходимо оценить степень изученности научной проблемы, решению которой посвящена работа, и указать объективные отличия собственной работы от всего, что было сделано ранее. При этом необходимо помнит, что новизна работы оценивается по двум параметрам: теоретическому и методологическому. Теоретическая новизна предполагает самостоятельные открытия, выдвижение гипотез, формулировка научных положений и тезисов, разработка концепций, обоснование теорий или их отдельных частей, дополнение существующих теоретических научных объектов. Методологическая новизна обычно состоит в разработке новой методики или методологии анализа, изобретении новых методов и приемов работы с научным материалом, обоснование новых вариантов применения уже существующие методов и приемов. Заметим, что этот параметр новизны так или иначе реализуется в любых научных работах, как во взрослых, так и в школьных и в студенческих, поскольку различия в материале анализа требуют из всех возможных вариантов применения метода выбрать тот, который наиболее удобен и оправдан в отношении данного материала. Поэтому создание оригинального варианта методики анализа избранного материала само по себе является достаточным основанием для того, чтобы говорить о новизне работы.

 Практическая значимость работы обосновывается исходя из прикладной составляющей цели исследования. Кроме того, несомненную практическую значимость имеет введение нового материала анализа в научный оборот, поэтому самостоятельный сбор материала приветствуется более, чем обращение к собранному предшественниками. При оценке практической значимость следует указать все объективные возможности практического использования материалов работы. Так, применительно к студенческой работе среди таких возможностей можно назвать использование теоретических разработок и наблюдений автора в ходе факультативных занятий в рамках узкоспециальной отрасли, в которой написана работа, на спецкурсах и спецсеминарах, для подготовки профориентационных занятий со старшеклассниками, для составления рекомендаций работающим специалистам, на мастер-классах и курсах повышения квалификации. Особую ценность имеют прикладные студенческие разработки, изначально предполагающие практическое внедрение. К таким разработкам в социологии и педагогике можно отнести составление оригинальных тематических анкет, специально предназначенных для изучения конкретного явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: