Приветствуется представление во Введении терминологической базы работы

В этом пунке истолковываются основные термины, используемые в работе (кроме тех, которые носят общенаучный характер, широко известны и объективно не нуждаются в дополнительном объяснении). Основаниями для толкования того или иного термина могут быть его узкоотраслевая специфика и неизвестность широким специалистам и наличие у него нескольких значений, а также синонимов или омонимов (в этом случае следует объяснить, что надлежит понимать под этим термином применительно к данной работе. Термины представляются в алфавитном порядке (их нумерация произвольна – производится по желанию автора). При этом обязательно указывается авторитетный источник толкования термина. Если ряд терминов определяется по одному и тому же источнику, то ссылка на источник производится один раз – при толковании первого термина – с указанием на то, что здесь и далее определения приводятся по конкретному источнику.

Источником научной терминологии работы не обязательно будет являться словарь или справочник. Многие необходимые термины ученый извлекает из научных трудов других ученых В этом случае объясняется необходимость обращения к несловарному термину и его толкование приводится в виде полной прямой цитаты без произвольных лексических или грамматических изменений. Непременным условием описания терминологии является соблюдение научной корректности в указании источников цитации.

Спекуляцией является неуместное или неточное употребление научной терминологии: произвольное сужение или расширение значения термина, использование термина без необходимости для создания псевдонаучного коммуникативного фона. Подобные уловки не только снижают качество определенного научного труда, но и препятствуют формированию подлинного научного сознания учащихся.

Собственно презентативные цели преследует пункт «Структура и содержание работы». Он призван создавать первое впечатление о работе, поэтому материал для него должен быть подобран особенно внимательно. Основным средством оформления материала в этом пункте является использование перечислительных рядов, что позволяет в небольшом объеме текста отразить как можно больше сведений о работе. Типичное начало такого параграфа может выглядеть следующим образом: «Во Введении последовательно обосновывается выбор темы работы, доказывается ее актуальность, оцениваются источники исследования, представляются его цель и задачи, приводятся основные положения рабочей гипотезы, определяются методы исследования, осмысливаются его новизна и практическая значимость, приводятся сведения об апробации работы, даются определения основным терминам, составившим теоретическую основу работы».

Далее по приведенному образцу представляется содержание теоретической и аналитической частей, описываются все пункты Заключения, указывается количество наименований в списке литература, сообщается о количестве и тематике приложений. Степень подробности освещения содержания основной части работы определяется индивидуально, однако рекомендуется производить подобное описание, ориентируясь на выделенные в оглавлении пункты и разделы, независимо от их объема и степени подробности (таким образом, каждый содержательный элемент, даже малозначительный, должен быть так или иначе представлен).

2. 2. 2. Структура и содержание основной части школьных научных сочинений

Основная часть школьных научных работ должна включать в себя две составляющие – теоретическую, посвященную осмыслению научных знаний, которые имеют отношение к теме работы, и аналитическую, предназначенную для изучения и интерпретации практического материала. Оформление этих частей подчиняется некоторым принципам:

1) теоретическая и аналитическая часть должны быть примерно равны по объему;

2) не следует рассматривать в теоретической части научные положения, теории и идеи, которые непосредственно не способствуют осуществлению практической части исследования;

3) не рекомендуется смешивать элементы содержания разных частей, помещать элементы практического анализа в теорию или допускать пространные теоретические отступления в аналитической части;

4) каждая часть работы – и теоретическая, и практическая – должна завершаться собственными выводами, так как у этих частей разные прагматические и коммуникативные задачи;

5) связь между теоретической и практической частями не должна быть формальной; материал теоретической части должен органически соединяться с материалом части аналитической, подготавливать его восприятие;

6) все теоретические положения, рассматриваемые в первой части и заявленные в задачах исследования, должны быть обязательно интерпретированы во второй – либо использованы для разработки практической процедуры анализа, либо, если они имеют отношение к общей научной теории, подтверждены практическим анализом материала, либо в ходе его отвергнуты или уточнены (в любом случае, они должны иметь научный отклик в анализе);

7) аналитическая часть не должна опираться на теоретические положения, не подвергнутые критическому осмыслению в первой части;

8) сколь бы новой и слабоизученной ни было тема работы, и теория, и практика должны опираться на научные знания, объективно накопленные автором при изучении научных трудов в исследуемой отрасли или смежных отраслях; отсутствие опоры на научную литературу воспринимается как недостаток научной эрудиции исследователя и лишает работу научной объективности и убедительности;

9) при использовании принципов реферативного описания следует особенно внимательно разделять собственное и чужое слово: не цитировать и не пересказывать большие отрывки чужих работ, если они не оформлены как цитаты, не допускать графического смешения чужой и собственной речи (без кавычек и ссылок в одном абзаце), не замещать реферативное описание конспективным (научная работа не должна быть механическим переписыванием чужих работ);

10) необходимо следовать правилам структурной иерархии частей научного текста: раздел – глава – параграф или пункт – пункт (глав внутри параграфов и параграфов внутри пунктов быть не может);

11) следует помнить, что чем выше иерархический статус структурной части, тем больше ее объем (не должно быть глав, объем которых меньше объемов параграфов или пунктов);

12) части, включаемые в состав иерархически главной другой части, должны быть содержательно связаны друг с другом (в противном случае их объединение воспринимается как ошибка).

Теоретическая часть школьной научной работы может включать в себя одну-две главы – в зависимости от состава и объема материала, который требуется отразить. Произвольно автор может рассмотреть практически любой теоретический материал, который имеет отношение к цели и задачам исследования и получает практическое воплощение в аналитической части работы. Так, произвольной может быть степень подробности, с которой излагаются научные теории и гипотезы, сопутствующие опорным, непосредственно интерпретируемым в работе. Типичная студенческая научная работа содержит одну теоретическую главу, включающую в себя рад обязательных параграфов.

Первый пункт теоретической главы обычно посвящается истории изучения рассматриваемой проблемы в научной литературе. Он носит обзорный характер и отличается хронологическим принципом расположения материала. Отличительными чертами этого пункта являются а) научная объективность (здесь не уместны критические комментарии и оценки); б) последовательность (каждая последующая часть сообщаемого должна быть обусловлена предыдущей); в) энциклопедичность (надлежит указывать как можно больше научных имен и трудов, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме); г) позитивность (сосредоточенность на фиксации научных достижений, соответствующих каждому этапу научного изучения проблемы).

Рекомендуется начинать данный пункт с описания предпосылок (научных, политических, социальных и пр.), При дальнейшем описании истории развития научной мысли в исследуемой отрасли необходимо сохранять объективную логику этого развития и уделять особое внимание тому, как практически воплощались описываемые научные взгляды. Большое внимание следует уделить описанию формирования и направлений деятельности научных школ, в сфере интересов которых находилось изучение данной проблемы.

Завершать этот пункт рекомендуется оценкой современного состояния изученности проблемы и обобщением тех научных достижений прошлого, которые имеют непосредственное отношение к тематике, идее, цели и задачам собственной работы.

Во втором пункте теоретической главы традиционно осмысливаются основные и сопутствующие теоретические положения, которые формируют современную парадигму исследований заявленной проблемы. Он предназначен для оценки, осмысления и сопоставления существующих теорий и гипотез в интересующей автора работы области. Поэтому критический подход, неуместный при описании истории проблемы, составляет методическую основу представления материала в данном пункте. Это оправдано тем, что из всего многообразия представленных гипотез автору работы надлежит выбрать те, которые представляются наиболее убедительными как в отношении научной объективности вообще, так и в отношении принципов описания изучаемого материала.

При написании этого пункта следует помнить, что его основная задача состоит в том, чтобы определиться с теоретическими воззрениями самого автора. Поэтому комментирование чужих научных идей обязательно сопровождается формулированием собственных, близких или противоположных идеям других ученых.

Третий пункт теоретической главы факультативен – оформляется по мере необходимости. Он призван подробно представить методологические основы исследования. Если задачей пункта «Методы» во Введении являлось компактное представление методологии, избранной автором, то в задачу данного пункта входит подробное описание методологических принципов, предлагаемых наукой вообще для интерпретации материала подобного рода и для анализа подобных проблем. Принцип расположения материала при этом может быть произвольным. Так, можно сохранить хронологическую логику развертывания мысли, – в этом случае параграф будет представлять собой описание истории научной методологии. Можно последовать тематическому принципу и объединить все описываемые методы в группы на основе их структурной общности, общности целеустановки, принадлежности к научным школам.

Независимо от того, сколько произвольных параграфов или пунктов может быть отражено в теоретической части работы, завершать ее рекомендуется обобщением содержания всей теоретической части и установлением связи между теорией и практикой анализа заявленной проблемы. Здесь надлежит перечислить те теоретические положения, на основании которых автор работы намеревается строить анализ (или описание) практического материала. Уместным было бы коротко оценить опыт других ученых в проведении практического анализа подобного рода (для этого необходимо внимательно изучить практические части научных работ, написанных на близкие темы или на подобном материале, интерпретировать их позитивный и негативный опыт, определить принципы следования предложенным ранее примерам соотношения теории с практикой).

Практическая часть, как и теоретическая, может содержать разное количество глав или параграфов в единственной главе. Так, решению каждой из  задач работы соответствует свой определенный этап работы и, следовательно, отдельная структурная часть (пункт или параграф). Следует учитывать, что параграфов (или пунктов) всегда несколько больше, чем поставленных задач. Так, первый пункт аналитической части обычно не связан с реализацией ни одной задачи, поскольку носит вводный характер. Принцип расположения материала в этом пункте соответствует принципу расположения материала в пункте Введения «Структура и содержание работы». Здесь надлежит коротко представить содержание всей аналитической части, а также при необходимости сообщить дополнительные практические сведения, которые могут имеет значение для введения адресата в проблему анализа собранного материала.

Если задача носит комплексный характер или в своем решении имеет этапы, ей может соответствовать не один пункт, а два или более. В этом случае следует помнить, что параграфы, подчиненные решению разных составляющих одной задачи, должны быть связаны общим выводом. Если общий вывод сформулировать не удается, следует разделить сложную задачу на несколько простых и внести изменения во Введение.

Последний, заключительный параграф обычно предназначен для комплексной, обобщающей интерпретации всех результатов исследования. Выводы, сделанные на основе этой интерпретации, прописываются отдельно в структурно отделенном от последнего параграфа пункте «Выводы по главе» (или «аналитической части исследования», если в ней несколько глав).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: