Основные типы научных учреждений

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов III-V курсов, обучающихся по специальности «Геоэкология». Они могут использоваться студентами при выполнении самостоятельной научно-исследовательской работы, а также при подготовке курсовых и дипломных работ и проектов. Кроме того, данные методические указания могут быть использованы в качестве учебного пособия для студентов V курса, слушающих курс лекций «История и методология наук о Земле».

В первой части методических указаний обозначены основные вопросы, связанные с организацией научно-исследовательской работы в области наук о Земле. От эффективности их решения индивидуально каждым студентом зависит правильность и рациональность организации самостоятельной научно-исследовательской работы. Во второй части методических указаний приводятся конкретные рекомендации по решению задач, возникающих при проведении студентами самостоятельной научно-исследовательской работы и связанных с порядком реализации исследования, правильностью работы с литературой, подготовкой научных публикаций и докладов на научных конференциях.

Следует обратить особое внимание на то, что при выполнении студентом научной работы, последняя должна направляться и контролироваться научным руководителем (или руководителями), которые, в свою очередь, призваны приучать студента к самостоятельности в его исследованиях.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система наук о Земле

Науки о Земле в своей совокупности образуют единую систему. В ее состав входят геология, география и геоэкология, которые могут рассматриваться как самостоятельные науки. Иногда предлагается использования понятие «геономия» для обозначения указанной совокупности наук о Земле, однако оно применяется крайне редко. В состав каждой из наук входит большое число отдельных направлений, каждое из которых также может рассматриваться как самостоятельная наука. Вообще, понятия «наука», «область науки», «научное направление», «научная дисциплина», несмотря на многочисленные попытки однозначного их дефинирования, находятся в свободном пользовании и в каждом конкретном случае применяются к разным составляющим знания.

Среди наук о Земле наиболее «устойчивой» является геология, которая четко обособлена от других отраслей знания. География, особенно при рассмотрении ее прикладных направлений, сближается с другими науками, например, с экономикой или социологией. В некоторых странах география традиционно параллелизуется с историей, как это имеет место в Испании. Что касается геоэкологии, то она часто рассматривается в тесном контакте с биологией и сельскохозяйственными науками.

Среди всех наук о Земле наиболее древней является география, которая зародилась задолго до нашей эры. Однако концептуальная основа многих ее направлений оформилась только в последнем столетии. Геология как наука начала развиваться в середине второго тысячелетия, а два периода ее интенсивного развития приходятся на вторую половину XIX – начало XX века, и на период со второй половины 1980-х годов по настоящее время. Важнейшим отправным моментом развития геоэкологии стали политические события конца 1960-х годов, однако как наука она оформилась два десятилетия спустя и продолжает свое формирование и поныне.

Развитие наук о Земле контролируется как объективными, так и субъективными факторами. В последнее время преобладающие направления исследований диктуются «научной модой».

Важнейшей чертой современной науки является предоставление максимальной свободы и возможностей для проявления индивидуальности конкретно каждому специалисту во всем, что не снижает качества проводимого им исследования. К числу принципиальных тенденций следует относить универсализацию ученых, т.е. вовлечение их в несколько различных направлений исследований и высокий уровень подготовки в областях, в которых специалист непосредственно не работает. С другой стороны, растет доля исследований, результаты которых не имеют прямого практического применения. Геология, вероятно, стала одной из первых среди других наук, которая перестала обращать внимание на необходимость практического применения полученных знаний. Если проанализировать публикации в мировой научной литературе, то легко обнаружить, что большинство из них содержит результаты исследований, которые непосредственно не могут быть использованы человеком в практических целях, т. е. для получения или освоения новых ресурсов (что всегда мыслилось основной задачей геологии). Все меньшее число статей посвящено месторождениям полезных ископаемых. Знаковым событием надо считать переименование одной из крупнейших мировых организаций SEPM (Society of Economic Paleontologists and Mineralogists) в SSG (Society for Sedimentary Geology), где главным стало исчезновение слова "economic". Произошло это на рубеже столетий, а потому уже можно говорить о том, что с XXI века мировая геология окончательно перестала ориентироваться на получение практически значимых результатов. Более или менее значительным исключением является только инженерная геология, гидрогеология, сейсмотектоника и вулканология. Все это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в свое время геология уже дала человечеству «исчерпывающее» количество практических знаний. Одновременно с этим прогресс все время имел целью интенсификацию использования уже разведанных природных ресурсов, их экономию и переход к использованию их возобновляемых источников. Во-вторых, начавшийся в 1980-е годы геологический "бум" спровоцировал необыкновенный рост интереса к геологии самой по себе безотносительно конкретной «пользы» полученных знаний. Таким образом, современная геология развивается как наука ради науки, ради роста человеческих знаний, ради удовлетворения интереса ко всему новому.

Ритм научно-исследовательской деятельности в мире все время увеличивается. Во многом это происходит благодаря развитию средств электронной коммуникации. Можно утверждать, это ритм этот в настоящее время измеряется уже не годами или месяцами, а неделями и днями.

 

Основные типы научных учреждений

Научная деятельность на низшем уровне организуется в научных учреждениях, которые бывают нескольких типов:

- государственные и частные университеты, входящие в их состав научно-исследовательские институты (НИИ) и научно-исследовательские центры (НИЦ);

- государственные НИИ (характерны большей частью для России);

- частные НИИ и НИЦ;

- коммерческие НИИ и НИЦ (отличаются от частных ориентацией исследований на получение прибыли);

- консалтинговые НИЦ;

- НИЦ в государственных или частных компаниях (ориентируются на научную поддержку работ, проводимых компанией, или существуют на основе спонсорской поддержки компаниями научных разработок);

- государственные и частные музеи и входящие в них НИЦ (одна из важнейших форм научных учреждений в мире);

- международные, национальные и региональные научно-исследовательские организации, рабочие группы и т.п. (наиболее яркие примеры – Международный геологический союз (IUGS), Американское геологическое общество (GSA));

- специальные общегосударственные или региональные службы (в настоящее время геологическая служба и другие аналогичные учреждения рассматриваются как система крупных НИЦ, а не выполняют «технических задач», как это, к сожалению, имело место в бывшем Советском Союзе);

- НИЦ при неспециализированных общегосударственных или региональных службах.

Вместе с тем, огромная роль в реализации научно-исследовательской работы приходится на независимых специалистов, которые аффилированы или вообще не связаны с научными учреждениями. Во всем мире, особенно во Франции, Великобритании, США доля независимых специалистов неуклонно возрастает. Во-первых, это объясняется желанием ученых строить свой исследовательский график по собственному усмотрению. Во-вторых, это большая заполненность научных учреждений кадрами. К сожалению, их персонал не может расти безгранично. Вне всякого сомнения, общество жизненно нуждается в постоянном пополнении знаний, но финансировать все желаемые научные исследования (тем более в большинстве случаев не дающих практических результатов) оно не в состоянии в принципе. Общество гарантирует большое, но все-таки ограниченное количество вакансий для научных работников для занятий исследованиями, в том числе (а настоящее время - прежде всего) не приносящими прямой практической пользы.

В этой связи научное сообщество вынуждено трансформироваться. В любом случае безотносительно своего положения научная деятельность конкретного исследователя должна оцениваться по ее качеству, которое легко определить в ходе перекрестного рецензирования, практикуемого всеми научными изданиями. Здесь важно отметить, что общество нуждается в гораздо большем количестве научных результатов, чем то, которое может быть получено в научных учреждениях. Следовательно, оно должно полностью поддерживать независимых исследователей. Выражается эта поддержка в следующем: (1) устранение каких-либо привилегий для исследователей, работающих в научных учреждений (прежде всего, обеспечение равного допуска к публикации в любых научных изданиях и участию в совещаниях, конференциях); (2) привлечение независимых исследователей в различного рода научные общества, организации; (3) по мере возможности финансовая поддержка независимых исследователей. Кроме того, научное сообщество должно регулировать соотношение между количеством научных сотрудников учреждений и независимых исследователей в национальном и глобальном масштабе, а также обеспечивать привлечение должного числа кадров для подготовки специалистов в университетах. Дело в том, что вполне может сложиться ситуация, когда положение независимых исследователей станет более привлекательным и начнется неоправданный отток специалистов из научных учреждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: