Производство по делу об административном правонарушении реализует задачи, обусловленные защитой конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод граждан и законных интересов юридических лиц.
Производство по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность стадий, выражающихся в действиях его участников для достижения определенной цели в рамках общего производства по делу и формирования процессуальных документов. Каждой стадии соответствует основной итоговый процессуальный документ, свидетельствующий о ее завершении. Подчеркнем, что стадии производства выделяются, исследуются и регламентируются даже при отсутствии изложения общих положений о понятии стадий и этапов производства.
Проблема состоит прежде всего в отсутствии единого взгляда на сущность, содержание и место данной стадии в производстве. Ряд авторов считают, что возбуждение дела об административном правонарушении является только одним из этапов первой стадии производства. Полагаем, что с практической точки зрения здесь нет процессуального противоречия, поскольку о возбуждении дела свидетельствует составление различных процессуальных документов, в том числе протокола по делу об административном правонарушении. Этапы в стадии возбуждения дела можно характеризовать следующим образом: готовность к составлению протокола об административном правонарушении и последующей передаче дела на рассмотрение; готовность передать дело на рассмотрение с протоколом об административном правонарушении.
На обоих этапах дело считается возбужденным.
Глава 28 КоАП РФ практически не затрагивает вопрос, связанный с содержанием процессуальной деятельности по рассмотрению сообщений об административных правонарушениях. В свою очередь, нормативно закрепленное содержание протокола об административном правонарушении включает в себя данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, о потерпевшем и свидетелях, об обстоятельствах совершения правонарушения и его квалификации и другие сведения, которые должны быть получены уполномоченным должностным лицом при рассмотрении сообщения (заявления) об административном правонарушении. В гл. 28 КоАП РФ необходимо включить нормы, регулирующие вопросы установления лица, в отношении которого принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, свидетелей, потерпевших, процедуры осмотра места совершения правонарушения, вещей, документов, которые являются предметами или орудиями правонарушения, получения объяснений, истребования сведений, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Совокупность таких действий и принятие на основе полученной в результате их выполнения информации процессуального решения о возбуждении дела составляет содержание рассматриваемой стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Представляется, что гл. 28 КоАП РФ должна содержать положения, устанавливающие перечень административно-процессуальных действий, необходимых при рассмотрении сообщения об административном правонарушении, а также регламентирующие сроки рассмотрения сообщений и процессуальные гарантии для лиц, участвующих в процессуальных действиях. Включение в гл. 28 КоАП РФ таких норм не только восполнит пробел в определении содержания процессуальных действий, которые совершаются на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и обеспечит им преемственную связь с другими стадиями производства по делам об административных правонарушениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
Административное расследование рассматривается в теории административного права с двух основных точек зрения: как формы возбуждения дела об административном правонарушении и как самостоятельной стадии производства. В зависимости от того, какой аспект берется за основу рассмотрения, меняется характеристика сущности административного расследования. По изучении теоретического аспекта были сделаны выводы о необходимости изменения подхода к юридической природе расследования: следует считать административное расследование дополнительной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Самостоятельность этой стадии ограничена только тем, что расследование проводится лишь в необходимых случаях, а объем процессуальных и непроцессуальных действий, осуществляемый должностными лицами на различных этапах расследования, позволяют считать его отдельной стадией производства по делам об административных правонарушениях. В связи с этим стадия административного расследования носит дополнительный характер.
Самостоятельность административного расследования как стадии производства по делам об административных правонарушениях подкрепляется выделением признаков административного расследования как одной из стадий производства. Среди них называются: наличие фактического и процессуального оснований проведения расследования, определенный набор процессуальный действий, проводимых должностным лицом в рамках расследования и цель их проведения, место административного расследования среди других стадий производства, процессуальные документы, которыми завершается стадия расследования, а также то обстоятельство, что расследование проводится по определенным этапам.
К тому же было проведено сравнение между стадиями правоприменительного процесса и административного производства. Посредством этого сравнения установлено, что административное расследование соответствует объединенной стадии правоприменительного процесса установления фактических обстоятельств дела и квалификации дела. Этот сравнительный анализ также доказывает, что административное расследование можно считать стадией производства по делу об административном правонарушении.
Для доказывания положений, вынесенных на защиту, был рассмотрен практический аспект института административного расследования. В частности, изучен состав участников данной стадии административного производства и особенности их участия, рассматривается, как проходит процесс доказывания на различных этапах административного расследования.
Исходя из практического аспекта, можно отметить, что для доказательственного процесса, проходящего в рамках административного расследования, привлекается широкий круг субъектов.
Центральное место занимает должностное лицо, проводящее административное расследование. Его роль заключается в координации всего доказательственного процесса.
Среди других групп участников особенно необходимо отметить участие специалиста и эксперта. Это обусловлено характером процессуальных действий, необходимых для установления обстоятельств по делу, в ситуациях, когда должностному лицу требуются специальные познания в какой-либо сфере деятельности.
При рассмотрении процесса реализации административного расследования были отмечены определенные проблемы правоприменения ст.28.7 КоАП РФ, отдельные из которых явились основанием для вынесения положений на защиту.
В частности, выявлена нерациональность наличия в Кодексе перечня правонарушений, по которым требуется проведение административного расследования. Также отмечается наличие пробела, который необходимо восполнить, в норме, регулирующей содержание определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Законно и грамотно проведенные процессуальные действия и доказательства, собранные при проведении административного расследования, в дальнейшем способствуют быстрому рассмотрению дела об административном правонарушении, минимизируют возможность «затягивания» его рассмотрения.
Таким образом, учитывая важность проведения административного расследования для последующих этапов производства, нецелесообразно считать его лишь формой возбуждения дела.
Административное расследование имеет право на существование в качестве дополнительной стадии производства.
В свою очередь разрешение проблем практического характера способствует повышению защиты прав и законных интересов всех участников административного расследования.






