ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования отраслевого административного законодательства по вопросам административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела и решения связанных с ними проблем правовой квалификации нарушений таможенных правил, возникающих в практической деятельности таможенных органов в процессе привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности. Одним из самых важных элементов, без которого в настоящее время не может существовать ни одно государство, является Таможенная система, которая также играет важнейшую роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации. В соответствии со ст.3 ФЗ №311 «О таможенном регулировании в РФ», общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Что касается непосредственной реализации задач в области таможенного дела, то ее обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (т.е. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС)). Административная юрисдикция представляет собой одну из разновидностей правоохранительной деятельности таможенных органов и является, по существу, одним из видов государственной деятельности, урегулированной нормами административного права, и прежде всего положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при возбуждении и расследовании административного правонарушения в области таможенного дела.
Предметом нормы права регулирующие административное производство в области таможенного дела.
Целью исследования является изучение особенностей возбуждении и расследовании административного правонарушения в области таможенного дела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие и особенности производства по делам об административных правонарушениях.
2.Дать характеристику стадий производства по делам об административных правонарушениях.
3.Раскрыть характеристику стадии возбуждения по делам об административных правонарушениях.
4.Проанализировать характеристику стадии расследования по делам об административных правонарушениях.
5.Выявить особенности возбуждения и расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
При написании данной курсовой работы использовались: формально-логический метод, сравнительно правовой метод и метод анализа текущего законодательства и практики его применения, структурно-функциональный, системный метод.
При написании данной работы использовались следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации, Таможенный кодекс ЕАЭС, Гражданский кодекс Российской Федерации,Кодекс об административных правонарушениях РФ.
При написании работы использовались труды следующих ученых-теоретиков: Бахрах Д. Н., Габричидзе Б. Н., Козырин А. Н., Коренев А. П., Ларичев В.Д.,Марков Л. Н., Меркулова Л. Е., Мовчан И. И., Муценек Д. А., Петров Ю.М., Свинухов В.Г..
Данная работа состоит из введения, двух глав, первая состоит из двух, вторая из трех параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
1.1. Понятие и особенности производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административно - юрисдикционного производства и имеет своими задачами всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения[1].
Производство по делам об административных правонарушениях занимает важное место в административном процессе, что обусловлено его задачами. Деятельность участников развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Эти действия являются частными по отношению к общей цели административного производства. Сущность рассматриваемого производства понимается через его стадии. Последние осуществляются в логической последовательности и в совокупности составляют систему всего производства по делу.
Среди ученых – административистов ведутся споры относительно выделения стадий административного производства. Традиционно производство по делам об административных правонарушениях разделяют на четыре стадии: возбуждение дела, рассмотрение дела, пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении и стадия исполнения постановлений по делу[2]. Спорным является вопрос о выделении административного расследования в отдельную самостоятельную стадию производства.
Чтобы разобраться с сущностью административного расследования необходимо рассмотреть определения, даваемые различными учеными-административистами.
Так, А.С.Телегин, определяет административное расследование как регламентированную законодательством деятельность уполномоченных лиц, направленная на установление фактических обстоятельств правонарушения, их фиксирование и юридическую квалификацию, завершающуюся составлением специального процессуального документа[3].
Все эти определения можно свести к тому, что административное расследование представляет собой определенный набор процессуальных действий, осуществляемый уполномоченными лицами или органами и направленный на установление всех обстоятельств дела, неизвестных на момент возбуждения дела и необходимых для его дальнейшего рассмотрения.
Емкое и точное определение дает Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ). Он поясняет, что административное расследование – это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, осуществляемых должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление[4].
Правовая сущность института административного расследования раскрывается и через рассмотрение различных точек зрения относительно места и роли данного института административного права. Так, в теории административного права наличествуют две основные точки зрения: административное расследование как форма возбуждения производства по делу об административном правонарушении[5]; административное расследование как стадия производства по делу об административном правонарушении[6]. Рассмотрим административное расследование как форму возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ) является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности)[7]. Мнения о том, что административное расследование является формой возбуждения дела, придерживаются, например, авторы учебника по административному праву Ю.А.Дмитриев, И.А.Полянский и С.В.Трофимов[8]. С.В.Тихомиров считает, что административное расследование – это искусственное перенесение данного института из уголовного процесса[9]. Как следует из теории и из анализа статей КоАП РФ, существует три формы возбуждения дела об административном правонарушении: обычная - в общем порядке с составлением протокола об административном правонарушении, упрощенная – назначение административного наказания без составления протокола, сложная - в форме административного расследования[10].
Относительно сложной формы возбуждение дела в КоАП РФ указано следующее: в случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и иных областях законодательства, указанных в ст.28.7 КоАП РФ, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование[11].
Виды производств:
По объему и сложности
1. Обычные (проходят все этапы и стадии в общеустановленные сроки)
2. Ускоренное (все стадии и этапы, но в сокращенный сроки). Например, применение административного ареста к задержанному лицу; возможно применение адм наказания в виде административного приостановления деятельности, если была применена обеспечительная мера в виде временного обеспечения деятельности (до 5 суток во внесудебном порядке); нарушение избирательных прав
3. Усеченное (упрощенное). Статья 28.6 КоАП РФ совещаются стадии возбуждения и рассмотрения, а в ряде случаев и исполнение. Есть условия допустимости: делинквент- ФЛ; застигнуто на месте совершения правонарушения; предусмотренного наказание в виде предупреждения или штрафа; делинквент не оспаривает виновность и размер наказания. Примечание: особа разновидность- дела, зафиксированные в автоматическом режиме средствами фото-, кино-, видео- съемке. Исключение из презумпции виновности владельца ТС.
Характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях
Сравним возбуждение дела в форме административного расследования с другими двумя формами возбуждения.
На административное расследование распространяются некоторые положения возбуждения производства по делу в общем порядке. Это положения, содержащие: поводы к возбуждению производства по делу об административном правонарушении; требования к оформлению протокола об административном правонарушении; перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол. Различия между обычной и сложной формами возбуждения дела заключаются в положениях, касающихся момента возбуждения дела, срока, в течение которого составляется протокол об административном правонарушении, а также появляются дополнительные положения о сроках и порядке проведения административного расследования. Так, ч.4 ст.28.1 КоАП РФ предусматривает шесть положений, которые могут являться моментом возбуждения дела об административном правонарушении. П.4 части данной статьи называет моментом возбуждения дела при проведении административного расследования момент вынесения соответствующего определения. Срок проведения административного расследования составляет один месяц с момента возбуждения дела, и он может быть продлен. Упрощенное производство более значительно отличается от административного расследования. Общими для этих двух форм возбуждения дела остаются поводы к возбуждению производства. Эти две формы характеризуются составлением различных процессуальных документов: при упрощенной форме составляется постановление по делу об административном правонарушении, а при сложной – уже называемое выше решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения либо постановления. Различны сроки и порядок проведения процессуальных действий в рамках каждой из этих форм. Так, при упрощенной форме постановление составляется на месте совершения правонарушения. А возможность возбуждения дела без составления протокола зависит от отсутствия факта оспаривания лица, в отношении которого возбуждается дело, наличия события правонарушения и (или) назначенного ему наказания.[12] При сложной форме сроки и порядок проведения процессуальных действий обусловлены проведением административного расследования. Что касается должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, то это положение можно отнести к общим чертам. Конечно, упрощенное производство не требует составления протокола, но должностные лица, уполномоченные на совершение данного процессуального действия, вправе составлять постановление по делу об административном правонарушении.
Обобщая сравнение всех трех форм возбуждения производства по делу, можно отметить различные основания для применения той или иной формы. При возбуждении дела в общем порядке основанием будет являться совершение правонарушения. Дело об административном правонарушении без составления протокола возбуждается при совершении правонарушения, за которое следует наказание в виде предупреждения либо административного штрафа, и при условии, что лицо, в отношении которого возбуждается дело, не оспаривает событие правонарушения и (или) назначенное ему наказание. Сложная форма возбуждения дела применяется при совершении правонарушений только в указанных в КоАП РФ областях законодательства, когда осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Немногие ученые-правоведы выделяют административное расследование в отдельную стадию производства по делам об административных правонарушениях. Например, Л.Л.Попов в своем учебнике, давая характеристику административному расследованию, отмечает, что оно является самостоятельной стадией производства[13]. Относительно этого вопроса И.О.Филоненко написана статья, в которой автор объясняет необходимость подхода к административному расследованию именно как к отдельной стадии производства[14]. Для этого он проводит параллель между предварительным расследованием в уголовном процессе и административным расследованием. Выделяя общие черты, автор говорит о том, что и в уголовном процессе, и в административном производстве расследование начинается после стадии возбуждения дела и предшествует стадии рассмотрения дела по существу. Схожими можно назвать задачи предварительного и административного расследования. И на этапе предварительного расследования в уголовном процессе, и на этапе расследования дел об административных правонарушениях необходимо установить фактические обстоятельства дела, создать условия для его объективного рассмотрения.
Выдвигая данное положение, мы развиваем точку зрения Е.А.Пятиковой, которая указывает на относительно самостоятельный характер административного расследования[15]. Автор считает, что административное расследование представляет собой этап общей стадии производства по делам об административных правонарушениях – возбуждение дела и административное расследование. Е.А.Пятикова строит свою позицию на 3-х формах возбуждения дела, и для каждой из них предлагает систему стадий. В обоснование своей точки зрения мы считаем, что, если при производстве по делу об административном правонарушении было проведено расследование, то нецелесообразно считать его формой возбуждения, потому что оно обладает всеми признаками стадии производства, о которых пойдет речь во 2-м параграфе данной главы.
Дополнительный характер расследования проявляется в том, что оно проводится не во всех случаях совершения административных правонарушений. Так, в уголовном процессе без проведения предварительного расследования невозможно перейти к следующей стадии – рассмотрения дела по существу посредством судебного разбирательства, потому что в рамках определенных законом процессуальных действий происходит собирание доказательств, их последующее изучение и оценка. Это позволяет следователю или дознавателю сделать соответствующие выводы относительно произошедшего события: было ли само событие преступления, является ли совершенное деяние преступлением, устанавливаются лица, виновные в совершении преступления, потерпевшие и другие обстоятельства, составляющие предмет доказывания. И одним из итоговых решений следователя или дознавателя является передача дела на рассмотрение в суд. А в административном производстве расследования может и не быть, ведь КоАП РФ устанавливает конкретные основания для проведения расследования. Именно поэтому административное расследование предлагается в качестве дополнительной стадии производства.
Подводя итоги сделаем следующие выводы:
Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:
Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.






