Характеристика стадии возбуждения по делам об административных правонарушениях

Ученые административисты под процессуальными сроками понимают - период (промежуток) времени, предусмотренный законодательством или назначенный юрисдикционным органом (должностным лицом) в течении которого должно или может быть совершено отдельное процессуальное действие. В свою очередь, административное законодательство России содержит комплекс базовых административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере возбуждения дела об административном правонарушении (гл. 28), и здесь следует отметить, что на рассматриваемой стадии выполняются следующие задачи:

 1) определение оснований для возбуждения дела об административном правонарушении;

 2) решение вопросов о его возбуждении или об отказе в возбуждении, а в деятельности органа или должностного лица, в чьей компетенции совершение всех необходимых действий, должны проявиться быстрота и безотлагательность, обеспечивающие динамизм производства в целом.

Вместе с тем, согласно ст. 28.1 административного законодательства России, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является сообщение о факте совершения правонарушения, а в случае подтверждения полученных сведений совершение данных процессуальных действий фактически является началом стадии возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, однако в административном законодательстве не установлен срок, в течение которого, сотрудник, должен зарегистрировать полученные сообщения, но данный временной промежуток закрепляется в отдельных положениях нормативных правовых актов, так, в Федеральном законе о порядке рассмотрения обращения граждан (ч. 2 ст. 8) устанавливается, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течении 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а Федеральным законом о полиции (ч. 1 ст. 12) закрепляется то, что полиция обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях и, соответственно, осуществлять в соответствии с подведомственностью их проверку.

 Отметим, что рассматривая срок регистрации сообщений об административных правонарушениях, некоторые авторы предлагают закрепить его в рамках норм административного законодательства, где продолжительность данного временного промежутка должно составлять 3-и дня. Полагаем, что при установлении срока регистрации сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, нецелесообразно использовать положения Федерального закона о порядке рассмотрения обращения граждан РФ. Помимо того, необходимо сказать, что в рамках правового регулирования определение временных промежутков, которые отведены на регистрацию сообщения о совершении административного правонарушения, следует основываться и на характере данных отношений, исходя из того, что права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией России (ст. 2) являются наивысшей ценностью, а, соответственно их защита обязанностью государства, в связи с чем, считаем недопустимым устанавливать продолжительные сроки.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона о полиции, полиция должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, в связи, с чем и регистрация заявления о правонарушении должна осуществляться также незамедлительно, данное положение находит свое отражение и в Приказе МВД РФ, а в частности п. 8 Инструкции.

Представляется, что правовое регулирование порядка исчисления срока регистрации сообщения об административном правонарушении нецелесообразно осуществлять в рамках подзаконного нормативного правового акта и видится, что данный срок необходимо закрепить в административном законодательстве, дополнив ст. 28.1 КоАП РФ ч. 2 следующего содержания: «Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, подлежат незамедлительной регистрации»[16].

Также в административном законодательстве не нашел своего правового закрепления срок, предшествующий возбуждению дела об административном правонарушении, в течение которого должностными лицами должна быть проведена проверка поступивших сведений о совершенном правонарушении, а в отличие от административного правонарушения при поступлении информации об уголовном преступлении используются нормы уголовнопроцессуального законодательства России, где в соответствии ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения и принятия по нему решения определен в 3-е суток и это, как нам думается объективный срок, связанный с общественной опасностью, включая характер данных деяний, что нельзя сказать об административных правонарушениях. Полагаем, что в данном случае срок должен быть несколько меньше, чем при рассмотрении заявления об уголовном преступлении, и не должен превышать 2-х суток. Одним из процессуальных действий в рамках возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является составление протокола. В соответствии со ст. 28.5 административного законодательства РФ после выявления административного правонарушения протокол о нем составляется немедленно, однако некоторые ученые административисты предлагают срок составления протокола об административном правонарушении закрепить как определенный и рассматриваемое процессуальное действие должно быть совершено в рамках 3-х дней. Анализируемую позицию поддерживают и иные ученые, указывая на то, что в результате увеличения срока до 3-х дней произойдет увеличение срока проведения предварительной проверки, что будет способствовать законному, обоснованному и своевременному началу производства по делу об административном правонарушении и данная мера не повлечет за собой «растягивания» производства. Интересной представляется позиция ученого административиста Дмитриева Ю.А., который предлагает установить более длительный единый процессуальный срок составления протокола об административном правонарушении, не требующий дополнительной проверки, т.к. данный срок должен быть закреплен продолжительностью в 10 дней со дня получения информации о совершенном правонарушении[17].

На наш взгляд, установление единого процессуального срока не совсем целесообразно, т.к. закрепление длительного процессуального срока может привести к необоснованному затягиванию возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, в силу того, что каждое правонарушение имеет свои индивидуальные характеристики (обстоятельства), которые неизбежно влияют на сроки осуществления процессуальных действий в рамках производства и с учетом чего, в ч. 2 ст. 28.5 административного законодательства закрепляется, что в случае необходимости получения дополнительной информации об обстоятельствах дела или лице, в отношении которого оно возбуждается, протокол о правонарушении составляется в течение 2-х суток с момента его выявления, однако перечень обстоятельств, которые способствовали бы применению нормы 2 ст. 28.5 рассматриваемого законодательства, не устанавливается, так например, в соответствии с Письмом ГТК РФ применении ст. ст. 27.11 и 28.5 КоАП РФ к таковым относят: а) сведения об обстоятельствах дела, смягчающих или отягчающих ответственность либо свидетельствующих о малозначительности правонарушения;

 б) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело; в) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело.

Так же, по мнению ученых, таким обстоятельством может быть необходимость затребования сведений из других городов, областей, стран; установление личности самого лица. Отметим, что в судебной практике отсутствует единый подход к определению значения соблюдения сроков составления протокола в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Так, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ несущественными недостатками протокола является нарушение сроков, отведенных для составления протокола об административном правонарушении и направления его для рассмотрения судье, закрепленных в ст. 28.5 и 28.8 административного законодательства России, что подтверждается материалами судебной практики [18].

А, в целях установления всех обстоятельств административного правонарушения, включая их фиксирования, юридической квалификации и процессуального оформления может проводиться административное расследование, которое, соответственно должно состоять из проведения процессуального характера действий, направленных на получение необходимых сведений, в т.ч. путем проведение экспертиз, допроса лиц, установления потерпевших, свидетелей, и в последствии качественного составления протокола об административном правонарушении.

При проведении административного расследования протокол о правонарушении составляется в сроки, закрепленные в ст. 28.7 КоАП РФ, так, в соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи решение о проведении расследования должно быть принято уполномоченным должностным лицом немедленно после обнаружения факта совершения правонарушения.

Срок проведения административного расследования по делам, находящимся в производстве, не должен превышать одного месяца и течение данного срока начинается с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а также анализируемый срок в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, может быть продлен на срок не более одного месяца, однако в рассматриваемой норме предусматриваются и случаи, при которых срок административного расследования может быть продлен до 6-ти месяцев. Решение о продлении срока принимается в виде определения и его копия в течение суток должна быть направлена субъекту, в отношении которого ведется расследование, и потерпевшему. Окончание административного расследования оформляется либо протоколом о правонарушении, либо постановлением о прекращении производства по делу. Стадия возбуждения дела заканчивается направлением протокола об административных правонарушениях для рассмотрения дела. В действующем административном законодательстве указанные сроки регулируются ст. 28.8, где закреплено, что протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течение 3 -х суток в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело и моментом, определяющим начало течения данного срока, является составление протокола, а в случае если совершенное правонарушение влечет за собой назначение наказания в виде административного ареста либо административного выдворения, соответствующий протокол после составления должен быть передан немедленно для рассмотрения судье. Аналогичный временной промежуток устанавливается и для передачи протокола на рассмотрение уполномоченным субъектам, при условии, что была применена такая мера обеспечения производства, как временный запрет деятельности[19].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: