Технологической базы
В условиях сегодняшнего состояния экономики России рассматриваемая проблема является не только экологической, но и острейшей социально-экономической, так как требует для своего решения вложения больших финансовых и материальных средств и привлечения людских ресурсов. Общеизвестно, что утилизация АПЛ экономически невыгодна, трудоемка и требует огромного количества энергии и материалов, например, газa для кислородно-ацетиленовой резки корпуса АПЛ. Такой способ резки корпуса не только загрязняет воздух огромным количеством продуктов горения, но и приводит к потере 5...8% дорогостоящего металла. Отрыв наружного резинового покрытия корпуса АПЛ в настоящее время выполняется с помощью ручных резаков, закрепленных на пневмоотбойном инструменте. Метод чрезвычайно трудоемок и запрещен Санэпидемнадзором из-за развития у персонала вибрационных болезней. В целом трудоемкость работ на резку корпуса одной АПЛ очень высока и составляет примерно 50 человеколет (800 тыс. человеко-часов). Рыночная стоимость вторичного сырья, получаемого при утилизации АПЛ, составляет 25...30% от стоимости затраченных на их производство материалов. Экономически оправданной является переработка примерно 10 %материалов, из которых сделан атомный ракетоносец. Поэтому перед судоремонтными заводами, занятыми утилизацией АПЛ, стоит проблема производства собственной продукции из вторичного сырья, вместо того чтобы по дешевке реализовывать его в виде металлолома. Для приобретения необходимого оборудования требуются средства, которых у заводовнет.
|
|
Темпы утилизации АПЛ сдерживаются отсутствием высокопроизводительных и экологически чистых технологий. Огневая резка металлоконструкций корпуса после удаления с него резинового покрытия (кислородно-ацетиленовая или керосино-кислородная горелки) - экологически вредный метод. В процессе резки в атмосферу выделяются высокотоксичные продукты от выгорания лакокрасочных покрытий и компаундов, а также продукты горения различных металлов. Из-за опасности возгорания этот метод неприемлем для резки титана. В) связи с этим предлагается метод гидроабразивного резания(проект МНТЦ-1731), сравнимый по производительности с огневыми методами, который полностью снимает проблемы загрязнений окружающей среды (ОС) продуктами горения.
Метод позволяет резко сократить объем ручного труда и полностью исключить потребность в пневмо-инструменте. Процесс управления может осуществляться как в ручном, так и в дистанционном режимах. Кроме того метод позволяет выполнить локальную дезактивацию металлоконструкций, расположенных в зоне ЯЭУ субмарины. Созданный образец оборудования гидроабразивного резания является базовым для широкого спектра технологических задач. Применение его в конкретных технологиях возможно с помощыо специальных агрегатов, в которых реализуются все особенности гидроабразивного резания: отсутствие термического воздействия, экологическая чистота, точность обработки, взрывоопасность операций, возможность резания любых материалов.
|
|
В связи с обвальным выводом изэксплуатации свыше двухсот атомных ракетоносцев проблема рациональной организации процесса утилизации столь крайне остро. Решать приходится задачу переработки более чем 1 млн. т. металлолома из которых примерно 150 тыс. т. имеют различную степень радиоактивного загрязнения.
3.4 Решения проблем выведения из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ
Для России выработка стратегии и реализация Комплексной программы полноценной утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ существенно осложняется социально-политическими и экономическими особенностями текущего периода с отсутствием адекватной нормативной базы, а также спецификой ее географического положения.
Радиационное наследие ядерной подводной гонки и острота связанных с утилизацией АПЛ вопросов вынудили Правительство РФ 25 мая I998 года принять Постановление № 518, нацеленное на ускорение решения проблем выведенных из эксплуатации АПЛ. Назначение государственным заказчиком-координатором работ по утилизации надводных и подводных кораблей с ЯЭУ Минатома России освободило ВМФ от несвойственных ему функций. Вместе с тем смена судовладельца и передача всей инфраструктуры пунктов базирования в промышленности, потребовала четкого разграничения ответственности и перераспределения финансовых ресурсов. Сегодня в круг проблем утилизации АПЛ самым непосредственным образом вовлечены три ведомства с неразграниченными сферами ответственности, поэтому по отдельным проблемам утилизации кораблей с ЯЭУ имеются экономические нестыковки.
Минобороны Россиипродолжает осуществлять контроль за всеми АПЛ, остающимися в составе ВМФ, и за значительной частью списанных.. В его компетенцию входит выгрузка ОЯТ и его временное хранение. Связанные с этим обязанности возложены на несколько подразделений Минобороны.
Минатом России осуществляет транспортировку, хранение и переработку ОЯТ. Непосредственным координатором всех работ является Департамент экологии и снятия с эксплуатации атомных объектов.
Россудостроение(Российское агентство по судостроению) является головной организацией, в ведение которой входят судостроительные и судоремонтные заводы, на которых производится утилизация АПЛ. Основным подразделением, координирующим весь спектр работ, является отдел контроля и производственной безопасности. Поскольку указанные заводы являются весьма крупными и обладают значительной самостоятельностью, то Россудостроение может лишь частично влиять на работы, проводимые этими предприятиями.
В условиях рыночной экономики Минатому России необходимы консолидация и эффективное сбалансированное использование ресурсов для развития полномасштабной инфраструктуры промышленной утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ. Каждому отдельно взятому предприятию такие инвестиции не под силу. Требуется объединение усилий всех предприятий и организаций, задействованных в комплексной утилизации АПЛ, под эгидой Минатома России. Это позволит аккумулировать все денежные средства и централизованно распределять их по тем объектам, которые радиационно и экологически наиболее опасны. Такой подход к управлению инвестиционным процессом на основе консолидированного бюджета отрасли сегодня реализован в Минатоме в рамках существующей структуры собственности. Финансирование работ осуществляется в рамках консолидированных ресурсов и задач отрасли в пределах бюджетных средств и внебюджетных источников Минатома России.
|
|
Как известно, в 1994-I998 гг. в среднем ОЯТ выгружалось из 3...4 АПЛ. Такой медленный темп обеспечил бы разгрузку всех АПЛ не ранее 2032 г. Минатому России удалось выйти на темпы, позволяющие разгрузить все АПЛ к 2007 г. Современное состояние проблемы утилизации AПЛ представлено в таблице 6.
Таблица 6. Динамика финансирования и проведение операции связанных с утилизацией АПЛ
| Финансирование | Утилизированно | Вызов ОЯТ, | Формирование | Обеспечение |
Год | млн.руб | ОЯТ, число АПЛ | число | реакторных | без-го отстоя |
|
|
| эшелонов | блоков, шт | АПЛ, шт |
1998 | 116 | 4 | 4 | 6 | 0 |
1999 | 671 | 8 | 6 | 10 | 47 |
2000 | 1031 | 18 | 11 | 9 | 123 |
2001 | 1200 | 21 | 18 | 17 | 104 |
Диаграмма 4. Динамика
финансирования утилизации АПЛ
Сегодня эксперты отмечают некоторое ускорение процессов решения самых первоочередных задач утилизации АПЛ. Большая часть средств
(83%) на утилизацию АПЛ в 1999-2000 гг. была взята из доходной части федерального бюджета, формируемой из средств от поставок продукции предприятий Минатома России за рубеж. Отрадно, что ряд иностранных государств - в первую очередь наши (обеспокоенные угрозой радиационных последствий утилизации АПЛ) соседи - Норвегия и Япония - выделяют средства на строительство новых и модернизацию устаревших технических сооружений и средств хранения и переработки ОЯТ и РАО. В последние годы при финансовой поддержке США и Норвегии были построены 52 транспортных контейнера ТК-18. В настоящее время Минатом получило 48 металлобетонных транспортно-упаковочных контейнеров.
|
|