Экономические проблемы утилизации

Не следу­ет думать, что за три месяца субмарина полностью разбирается. Поскольку на­хождение лодки на стапеле стоит доро­го, то, как можно больший объем работ стараются выполнять, оставляя АПЛ на воде - возле пирса. Так что на стапеле производятся окончательные роботы, когда остатки подводного корабля уже не могут держаться на плаву.

Утилизация АПЛ является делом экономически не­выгодным.

 Во-первых, эти работы требу­ют огромного количества ручного труда, что характерно не только для России, но и для других располагающих, атомным подводным флотом государств, корабли которых нуждаются в утилизации. У нас ручного труда применяется боль­ше, но ценится он ниже. На Западе руч­ной труд частично заменяется машин­ным, который и стоит существенно де­шевле.

Во-вторых, требуется огромное коли­чество энергии и материалов - газа для резки металла.

В-третьих, рыночная стоимость вторич­ного сырья, получаемого при утилизации АПЛ, составляет 25-30% от стоимости затраченных на его производстве. Например, стоимость тонны никеля, ферромолибдена, ферромарганца или титанапревышает 10 тыс. долл., а стоимость тонны произведенной с применением этих леги­рующих элементов стали - менее 150 долл. Причем содержание в стали этих легирующих добавок может дости­гать 25%. Поэтому перед машиностроительными предприятиями, вовлеченными в процесс утилизации АПЛ, стоит проблема производства собственной продукции из этого вторичного сырья вместо того, чтобы по дешевке продавать его на рынке. А для этого необходимы достаточно глубокие технологические изыскания. Трудоемкость работ по резке кор­пуса одной АПЛ очень высока - она со­ставляет примерно 50 человеколет (30 тыс. чоловекочасов). Между тем такой способ резки корпуса не только загрязняет воздух огромным количеством продуктов горения, но и приводит к потере 5-8% металла.

Сколько же стоит первый этап утилизации 261 АПЛ, включающий в себя выгрузку и пере­работку ОЯТ, разделку корпуса АПЛ и поста­новку реакторного блока на хранение? По рас­четам экспертов Минатома, он оценивается в 1.5 млрд. долл. Это значит, стоимость раздел­ки одной атомной подводной лодки составля­ет в России примерно 6 млн. долл. Следует признать, что эта величина существенно мень­ше, чем стоимость разделки АПЛ в США или, скажем, во Франции. Там эта сумма, в зависи­мости от типа субмарины, колеблется от 25 до 40 млн. долл. Правда, и качество работ там выше. Скажем, трехотсечное хранение реак­торных блоков на воде в виде поплавков кро­ме России не применяется нигде. Поэтому нуж­но быть готовыми к тому, что по мере повыше­ния требований к безопасности хранения радиоактивных компонентов АПЛ, стоимость работ и в нашей стране будет возрастать.

Если же в круг необходимых работ вклю­чить стоимость очистки радиационно-опас­ных объектов, ликвидацию последствий дея­тельности, связанной с обращением с ядер­ным оружием подводного базирования, а также минимально необходимую модерниза­цию инфраструктуры, то по данным тех же экспертов Минатома названная сумма уве­личится в полтора раза. То есть потребуется дополнительно 700 млн. долл.

Какие еще цены в этой области нам изве­стны? Скажем, обеспечение безопасности длительной стоянки каждой выведенной из состава ВМФ атомной субмарины требует ежегодно не менее 3.5 млн. руб. В валютном эквиваленте это сумма представляется не столь малой - 120 тыс. долл. А. если вспом­нить, что сейчас ожидают утилизации около 130 АПЛ, то сумма 16 млн. долл., затрачива­емая ежегодно на эти цели, становится весь­ма значительной.

Также известна стоимость обеспечения безопасного хранения вырезанных реактор­ных блоков. Она составляет 300 тыс. руб. ежегодно. В валютном исчислении сумма не­велика - около 10 тыс. долл. Но если учесть, что нам предстоит хранить около 260 реак­торных блоков не менее 70-100 лет (а впол­не возможно, что и значительно дольше), то стоимость обеспечения их безопасности, оцениваемая по минимуму в 2.6 млн. долл. ежегодно, представляется весьма ощутимой для государственного бюджета.

    3.1 «Чёрная дыра» в экономике России ХХ века

Создать АПЛ получается дешевле, чем уничтожить. Сегодня стоимость разделки одной АПЛ в России составляет примерно 6 млн. долл. США. Для сравнения: в США и Франции эта сумма в зависимости от типа АПЛ колеблется от 25 до 40 млн. долл. Первый этап утилизации АПЛ, включающий в себя выгрузку и переработку ОЯТ, разделку корпуса субмарины и постановку РО на хранение оценивается в 1,5 млрд. долл.

Обеспечение безопасности вынужденной длитель­ной стоянки каждой выведенной из состава ВМФ атомной субмарины требует ежегодно не менее 1,5 млн. руб. Сегодня 122 АПЛ ожидают утилизации. Сумма в 16 млн. долл., затрачиваемая ежегодно на эти цели, является весьма значительной. Ежегодно обеспечение безопасного хранения вырезанных РО обходится в 0,3 млн. руб. (10 тыс. долл.) на каждую единицу хране­ния. А если учесть, что нам предстоит уже сегодня хранить около 160 реакторных блоков на протяжении 70... 100 лет, то стоимость обеспечения их безопасности представляется весьма ощутимой для государственного бюджета. Ежегодные потребности России на финансиро­вание работ по утилизации АПЛ и выгрузке отработан­ного ядерною топлива составляют 2.5 млрд. руб. Таким образом, Минатом России сегодня взял на себя моральную и финансовую ответственность за амбициозные решения, принятые руководством СССР. Разумеет­ся, специалисты Минатома понимают отрицательные моменты выбора трехотсечного варианта хранения РО на плаву. Этот выбор объясняется отсутствием 100 млн. долл. на оборудование берегового пункта хранения и создание средств транспортировки одностоечных блоков массой 1600 т. Разумеется, рано или поздно, но делать придется, но прежде будут истрачены огромные ресурсы на всевозможные временные схемы хранения и на ликвидацию возникающих при этом радиоэкологи­ческих проблем.

В России отсутствует полномасштабная инфра­структура утилизационного производства, обеспечивающая законченный цикл утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ. Ни на одной из утилизируемых АПЛ процесс утилизации не доведен до стадии хранения РО. При сложившихся реальных темпах утилизации АПЛ в трехотсечных РО разделка АПЛ в отмеченном варианте составит 45..48 лет, а с учетом вывода из эксплуатации АПЛ существующего боевого состава растянется до 60 лет. Достижение возможностей промышленности производить ежегодно разделку до 10 корпусов сокра­тит названный срок до 22..25 лет. Заявления некоторых специалистов, что вопрос комплексной утилизации АПЛ будет решен в ближайшие 10..20 лет, преждевременны и охватывают лишь первый этап проблемы комплексной утилизации. Реально круг проблем гораздо шире намного дороже, и лежат они глубже как в прямом, так и в переносном смысле.

Для захоронения РО необходимо иметь развитую транспортно-технологическую инфраструктуру, включающую:

-транспортно-крановое средство для перевозки РО размером 12-18 м, массой свыше 1600 т, каждый из которых содержит около 105 Ки активности;

-специализированный причальный фронт, оборудо­ванный грузоподъемными средствами перемещения РО с судна на берег;

-сухопутное транспортное средство, способное переместить тысячетонный отсек от причала до могиль­ника;

-рокадную транспортную магистраль протяженностью 50..75 км, предназначенную для перевозки РО от причала до могильника;

- подземный могильник на 200 отсеков, сооруженный в гранитном монолите в условиях вечной мерзлоты, отвечающий всем международным требованиям экологической безопасности.

В обеспечение технологической схемы утилизации АПЛ заводы по заказу ВМФ должны построить две плавбазы для выгрузки ОЯТ реакторов, два транспортно-крановых судна грузоподъемностью 1600 т. для перевозки и перегрузки РО и два технических судна для перевозки радиоактивных отходов (РАО) и отрабо­тавших ядерных материалов.

Как показали расчеты затрат и опыт работы, требуются значительные сроки и огромные капитало­вложения для отработки полномасштабной техноло­гии утилизации АПЛ с учетом радиационной и экологи­ческой безопасности (РЭБ), а также для создания системы морской и наземной транспортировки и переработки РАО. В конечном счете, при реализации этого направления трехотсечные РО из пунктов длитель­ного хранения необходимо вернуть на завод для удаления дополнительных конструкций, обеспечиваю­щих их плавучесть, и только потом транспортировать в место расположения могильника. Стоимость этих работ совместно с эксплуатационными расходами долж­на быть добавлена к стоимости упомянутых выше сооружении.

В общей сложности реализация идеи захоронения вырезанного РО в сборе обойдется государству, по данным научно-практической конференции "Проблемы утилизации АПЛ и защиты окружающей среды в Северном регионе", состоявшейся в марте 1995 г. в г. Северодвинске, в 150..200 трлн. руб. (в ценах 1993 г.), которые ни при каких условиях не могут быть возвра­щены государству. Образно говоря, утилизация ПЛЛ это "черная дыра" в экономике России. В целом Феде­ральная целевая программа по утилизации АПЛ оценивается в 2,5...3 млрд. долл. США.

Полномасштабный проект утилизации АПЛ при захоронении вырезанных РО по своей дороговизне, сложности и масштабам является проектом века (уже ХXI-го). К тому же никто не сможет гарантировать, что невостребованный на сегодня ядерный полигон Новая Земля не потребуется и будущем для прямого назначения ядерной державе, каковой является Россия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: