отходами в России
В настоящее время Минатомом России в отсутствие федерального закона "О радиоактивных отходах" разработана и принята к действию "Концепция обращения с радиоактивными отходами". Концепция оформлена в виде документа, является основанием для разработки любых других документов, регламентирующих всю систему деятельности, и является вершиной иерархической структуры этих документов, включая концепции более низшего уровня. Концепция, программы и проекты оказываются средством управления, определяющим ориентиры развития систем деятельности в будущем. Все ранее разработанные и действующие документы подлежат доработке и (или) корректировке с учетом положений принятой Концепции.
Принятая Минатомом концепция является концентрированным изложением системы современных взглядов на решение проблемы обращения с РАО в РФ и определяет основные цели, задачи, организацию управления и государственную техническую политику в области обращения с РАО до 2025г. Концепция не распространяется на обращение с ОЯТ, для которого разрабатывается свой документ.
Постулируется, что управление государственной системой обращения с РАО должно быть возложено на Минатом России, что соответствует проекту Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами". Концепция предписывает необходимость проведения работ по оценке состояния всех ядерных и радиационно-опасных объектов в отношении обращения с РАО, разработки концептуальных схем и выбора приоритетов.
Исходя из основополагающих принципов, мирового опыта и обшей ситуации, сложившейся с обращением с РАО в России, наиболее оптимальным решением на ближайшую перспективу (до 2020 г.) признается создание технологий эффективного кондиционирования РАО с последующей передачей отходов на контролируемые хранение. В этот же период должны быть проработаны эффективные технологии захоронения РАО. Для такой проработки, в частности, предусматривается создание и функционирование глубинных лабораторий, и проведение отдельных работ по приповерхностному захоронению РАО. Во всех случаях принятые технические решения должны обеспечить срок безопасного хранения РАО не менее 50 лет.
Эксплуатирующие организации, где образуются РАО, обязаны обеспечить сбор, переработку, кондиционирование и временное хранение РАО до передачи их в специализированные организации для осуществления дальнейшего хранения (захоронения) РАО. Допускается передача в специализированные организации некондиционированных РАО. При наличии соответствующей лицензии хранение (захоронение) РАО может осуществляться в самой эксплуатирующей организации.
При обращении с РАО должны быть ясно определены в установленном порядке права и обязанности, полномочия и ответственность, а также условия взаимодействия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Минатома России, обеспечена координация их деятельности по решению задач обращения с РАО.
Исходя из общих задач Государственной системы обращения с РАО, в Концепции определены приоритеты и условия бюджетного финансирования, а также возможные другие финансовые механизмы обеспечения работ по обращению с РАО. При этом бюджетному финансированию, как правило, должны подлежать только работы по обращению с РАО бюджетных организаций. В переходный период, на который и распространяется Концепция, до 2025г. предусматривается поддержка организаций внебюджетной сферы, в первую очередь в отношении решения проблем "ядерного наследия" в условиях прозрачности всех источников финансирования.
Результаты согласования Концепции с заинтересованными государственными органами исполнительной и законодательной власти вцелом показывают приемлемость и целесообразность разработанных документов.
Наряду с Концепцией Минатома, Минобороны России разработана "Концепция обращения с радиоактивными отходами в Военно-морском флоте". Обе концепции во многом аналогичны и направлены, прежде всего, на создание промышленных технологий и инфраструктуры, обеспечивающих экономически целесообразное и экологически безопасное обращение с РАО, ранее накопленными и образующимися при выводе из эксплуатации социально-значимых объектов использования атомной энергии и временных хранилищ РАО и ОЯТ, в первую очередь АПЛ и судов с ЯЭУ на Северо-западе России и Дальнем Востоке, выводимых из состава ВМФ России.