Существующие концепции обращения с радиоактивными

 отходами в России

В настоящее время Минатомом России в отсутствие федерального закона "О радиоактивных отходах" разработана и принята к действию "Концепция обраще­ния с радиоактивными отходами". Концепция оформлена в виде документа, является основанием для разработки любых других документов, регламентирую­щих всю систему деятельности, и является вершиной иерархической структуры этих документов, включая концепции более низшего уровня. Концепция, програм­мы и проекты оказываются средством управления, определяющим ориентиры развития систем деятельнос­ти в будущем. Все ранее разработанные и действующие документы подлежат доработке и (или) корректировке с учетом положений принятой Концепции.

Принятая Минатомом концепция является концентрированным изложением системы современных взглядов на решение проблемы обращения с РАО в РФ и определяет основные цели, задачи, организацию управления и государственную техническую политику в области обращения с РАО до 2025г. Концепция не распространяется на обращение с ОЯТ, для которого разрабатывается свой документ.

Постулируется, что управление государственной системой обращения с РАО должно быть возложено на Минатом России, что соответствует проекту Федераль­ного закона "Об обращении с радиоактивными отходами". Концепция предписывает необходимость проведения работ по оценке состояния всех ядерных и радиационно-опасных объектов в отношении обраще­ния с РАО, разработки концептуальных схем и выбора приоритетов.

Исходя из основополагающих принципов, мирового опыта и обшей ситуации, сложившейся с обращением с РАО в России, наиболее оптимальным решением на ближайшую перспективу (до 2020 г.) признается создание технологий эффективного кондиционирования РАО с последующей передачей отходов на контролируемые хранение. В этот же период должны быть прорабо­таны эффективные технологии захоронения РАО. Для такой проработки, в частности, предусматривается создание и функционирование глубинных лабораторий, и проведение отдельных работ по приповерхностному захоронению РАО. Во всех случаях принятые техничес­кие решения должны обеспечить срок безопасного хранения РАО не менее 50 лет.

Эксплуатирующие организации, где образуются РАО, обязаны обеспечить сбор, переработку, кондицио­нирование и временное хранение РАО до передачи их в специализированные организации для осуществления дальнейшего хранения (захоронения) РАО. Допускается передача в специализированные организации некондиционированных РАО. При наличии соответствующей лицензии хранение (захоронение) РАО может осуще­ствляться в самой эксплуатирующей организации.

При обращении с РАО должны быть ясно определены в установленном порядке права и обязанности, полномочия и ответственность, а также условия взаимодействия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Минатома России, обеспечена координация их деятель­ности по решению задач обращения с РАО.

Исходя из общих задач Государственной системы обращения с РАО, в Концепции определены приоритеты и условия бюджетного финансирования, а также возможные другие финансовые механизмы обеспечения работ по обращению с РАО. При этом бюджетному финансированию, как правило, должны подлежать только работы по обращению с РАО бюджетных организаций. В переходный период, на который и распространяется Концепция, до 2025г. предусматрива­ется поддержка организаций внебюджетной сферы, в первую очередь в отношении решения проблем "ядерно­го наследия" в условиях прозрачности всех источников финансирования.

Результаты согласования Концепции с заинтересо­ванными государственными органами исполнительной и законодательной власти вцелом показывают приемле­мость и целесообразность разработанных документов.

Наряду с Концепцией Минатома, Минобороны России разработана "Концепция обращения с радиоак­тивными отходами в Военно-морском флоте". Обе концепции во многом аналогичны и направлены, прежде всего, на создание промышленных технологий и инфра­структуры, обеспечивающих экономически целесообраз­ное и экологически безопасное обращение с РАО, ранее накопленными и образующимися при выводе из эксплуатации социально-значимых объектов использо­вания атомной энергии и временных хранилищ РАО и ОЯТ, в первую очередь АПЛ и судов с ЯЭУ на Северо-западе России и Дальнем Востоке, выводимых из состава ВМФ России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: