Перспективы развития экономики Казахстана в условиях смешанной экономики

Сейчас экономика Казахстана находится на важнейшем рубеже, так как следующее десятилетие будет решающим периодом. От того, как Казахстан пройдет следующие десять лет, будет зависеть, сможет ли страна превратиться в азиатского барса или республике придется находиться на периферии мировой экономики.

Задача вывести Казахстан к 2030 году в число развитых стран мира сложная, но достижимая, если правильно выбрать способы решения этой задачи.

Как показала реальная практика, попытки прямо скопировать опыт развитых стран в контексте развивающихся стран Востока и Юга, как правило, не давали положительных результатов. Причина заключается в том, что ускоренная модернизация представляет собой чрезвычайно сложный и длительный процесс.

Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе.

Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.    

Исходя из исторического опыта процессов модернизации, можно констатировать, что Казахстан сегодня находится на половине пути.

Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация в развивающихся странах, особенно на начальных этапах, предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера.

Правильно выстроенная система государственного управления экономикой должна соответствовать той степени сложности задач экономического развития и обеспечивать точное и своевременное исполнение задач, поставленных национальным лидером.

Что можно понимать под усилением роли государства в экономике?

Во-первых, это укрепление регулятивных функций государства. В первую очередь, это касается усиления надзора над финансовой системой. Не секрет, что зачастую, особенно в период бурного роста, регулятивная способность государства начинает существенно отставать от темпов развития частного сектора. Базовые принципы экономики, такие, как честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы должны остаться незыблемыми.

Во-вторых, это усиление роли государства в стратегических секторах экономики через национальные компании, которые должны стать «национальными чемпионами» и сыграть роль «локомотивов» ускоренной модернизации.

В-третьих, это механизм государственного планирования социально-экономического развития страны. Причем это не Госплан с директивными указаниями сверху, сколько и как производить, а тесная координация долгосрочных задач социально-экономического развития страны.

В мире накоплен огромный опыт использования развивающимися странами различных стратегий экономического развития, которые можно условно сгруппировать по трем типам.

Стратегия «догоняющего развития» направлена на повторение того пути, который прошли развитые страны, через развитие импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих отраслей экономики. (Россия, Китай, страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии).

Стратегия «традиционной специализации» базируется на развитии экономики через сырьевые отрасли. Эту стратегию успешно использовали страны, богатые сырьевые ресурсами, в числе которых Канада, Австралия, Норвегия.

Стратегия «постиндустриального развития» направлена на развитие сферы услуг.

Ни одна из этих стратегий не использовалось в чистом виде. Наоборот, все страны, которые добились успеха в своем развитии, находили оптимальное сочетание различных стратегий. Вместе с тем, только одна стратегия всегда являлась доминирующей.

Наиболее подходящей стратегией ускоренной модернизации экономики Казахстана является стратегия «традиционной специализации» с опорой на нефтегазовый сектор.

Как показывает мировой опыт, обладание сырьевыми ресурсами зачастую трактуется как «ресурсное проклятье». Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющими значительных природных запасов.

Однако, влияние сырьевого сектора на развитие экономики может быть как положительным, так и отрицательным. Всё зависит от типа связей сырьевого сектора с остальной экономикой. В тех случаях, когда развитие ресурсного сектора на экспорт стимулировало рост отраслей находящихся на нижних этажах производственного цикла, производящих средства производства для отраслей сырьевого сектора, и отраслей на верхних этажах, связанных с переработкой сырья, экономика, основанная на экспорте природных ресурсов, постепенно диверсифицировалась. И наоборот, если связи ресурсного сектора с остальной экономикой были слабыми, диверсификация не происходила. Когда средства производства ввозились из-за границы, возникало лишь анклавное экспортно-сырьевое производство и государство попадало в так называемую ловушку сырьевой зависимости.

Следовательно, «ресурсное проклятие» не неизбежное явление. Оно проявляется только в тех богатых ресурсами странах, которые не могут проводить эффективную политику управления своим богатством.

В этом отношении показателен пример таких стран как Норвегия, Канада, Австралия. Эти страны смогли разумно распорядиться своими сырьевыми ресурсами и обеспечить устойчивое развитие своих экономик.

В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется главным «двигателем» экономического роста. Долгосрочный спрос на нефть и, следовательно, цены на нефть по оценкам большинство экспертов будет только расти.

В этой связи необходима комплексная политика в отношении нефтегазового сектора, которому предстоит решить несколько взаимосвязанных задач:

1) развитие нефтегазовой промышленности

2) переход на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью (диверсификация первого типа)

3) содействие в диверсификации второго типа.

Первоочередная задача на пути модернизации экономики - превратить нефтегазовую промышленность из «двигателя экономического роста» во «флагмана экономического развития». Развитие нефтегазовой промышленности предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики. В нем должны находиться самые лучшие кадры, использоваться новейшие машины и оборудования, применяться самые новейшие технологии, соблюдаться самые высокие экологические стандарты и стандарты техники безопасности, достигаться высокая производительность труда, присутствовать надежная система социальной защищенности работников.

Зарубежные нефтегазовые компании, которые помогают нам осваивать наши месторождения, дают нам прекрасную возможность научиться у них, перенять от них опыт и навыки.

Учитывая базовую структуру национальной экономики, которая опирается на сырьевые ресурсы, можно выделить два типа диверсификации.

Диверсификация первого типа - переход сырьевых производств на более высокий передел, развитие обрабатывающей промышленности на базе сырьевых ресурсов и производство товаров с более высокой добавленной стоимостью.

Например, это переход с экспорта нефти на экспорт продуктов нефтехимии, переход с экспорта железных и цветных металлов на экспорт готовых металлических изделий. Здесь, несомненно, у Казахстана есть явные конкурентные преимущества.

Диверсификация второго типа - развитие новых производств обрабатывающей промышленности, Например, это производство и экспорт автомобилей, бытовой техники, станков и оборудования, одежды и обуви, продуктов питания.

По объективным причинам в ближайшее десятилетие (а может и в ближайшие двадцать лет) локомотивом экономического роста будет оставаться нефтегазовая промышленность, а ее доля в ВВП будет продолжать расти.

Через аналогичные структурные изменения прошла экономика Норвегии. Если в 1970 году в экономике практически отсутствовала нефтегазовая промышленность, то через 10 лет ее доля выросла до 13,45 и в прошлом году составила 26,1%.

Задача Казахстана - это тесная интеграция нефтяного сектора в экономическую систему страны путем формирования устойчивых связей между нефтегазовыми компаниями и остальными отраслями экономики.

Надо признать, нефтегазовый сектор Казахстана в последние годы был как «нефтегазовый анклав». Поэтому необходимо связать нефтегазовый сектор с остальной экономикой и сделать ее опорой политики диверсификации, как первого типа, так и второго типа. 

Только в этом случае рост добычи нефти и газа и развитие на этой базе нефтехимической промышленности будет сопровождаться развитием отраслей обрабатывающей промышленности и сектор услуг, обслуживающих нефтегазовую и нефтехимическую промышленность.

Устойчивые связи между нефтегазовым сектором и остальной экономикой позволит сформировать целый ряд отраслей, которые получат возможность развиваться на первоначальном этапе через сервисное облуживание нефтегазового сектора.

В этом и заключается прорывной характер нефтегазового сектора, который должен дать толчок технологическому и инновационному развитию всей экономике Казахстана.

Индустриальная политика неразрывно связана с территориальной политикой. Усиление роли государства в экономической политике предполагает реализацию рациональной и эффективной политики территориального развития, которая должна учитывать большую территорию и низкую плотность населения и быть направлена на развитие городов с большим потенциалом роста и экономической активностью. Территориальная концентрация экономической деятельности может обеспечить мощный импульс для развития близлежащих территорий.

Текущий финансовый кризис необходимо рассматривать как время для новых возможностей в части трансформации и пересмотра политики равномерного развития регионов к точечному подходу развития городов. Приверженность к данному подходу позволит сконцентрироваться на достижении определенных целей.

Успешность данного подхода доказана опытом таких развитых стран как Австралия и Канада, которые обладают схожими с Казахстаном демографическими и географическими признаками.

Для реализации территориальной политики необходимо определить наиболее перспективные города для направления основных усилий на их развитие.

Как показывает опыт зарубежных стран, привлечение прямых иностранных инвестиций играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики нашей страны. Прямые иностранные инвестиции - это не просто дополнительные притоки финансовых ресурсов, но и новые технологии и инновации, знания и управленческий опыт.

Приток прямых иностранных инвестиций в страну сигнализирует о доверии зарубежных инвесторов к экономической политике государства.

Важное место в системе государственного управления экономикой занимают государственные финансовые и производственные активы.

Как показал мировой финансовый кризис, создание Национального фонда в 2000 году оказалось правильным, дальновидным и мудрым решением Главы государства.

Кризис показал важность наличия у государства резервной подушки «на черный день», чтобы оказать поддержку экономике и обеспечить выполнение государством своих социальных обязательств.

В посткризисный период Казахстану необходимо продолжать наращивать Национальный фонд, сохраняя первоначальную концепцию его функционирования.

 В то время как в Национальном фонде сосредоточены финансовые активы государства, в Фонде «Самрук-Казына» сконцентрированы стратегически значимые производственные активы государства.

Слияние Фонда Казына и Холдинга Самрук позволило сконцентрировать в «единый кулак» государственные активы страны и наладить оперативный и прозрачный механизм оказания финансовой помощи экономике.

Хотелось бы отметить, что как антикризисный управляющий Фонд «Самрук-Казына» представляет собой уникальный опыт борьбы с финансовым кризисом. В остальных странах основными борцами с кризисом являются др. ведомства.

Кризис рано или поздно закончится. Поэтому Фонд «Самрук-Казына» не только работает в рамках реализации стабилизационной программы в качестве антикризисного управляющего, но и осуществляет подготовку к посткризисному управлению государственными производственными и финансовыми активами.

Усилия управляющего холдинга должны быть направлены на стратегически значимые отрасли национальной экономики. Национальные компании должны стать национальными чемпионами. Формирование национальных чемпионов, которые не только будут играть роль «флагманов» национальной экономики, но будут способны составить достойную конкуренцию аналогичным компаниями на внутреннем и зарубежном рынках. Тенденции развития мировой экономики показывают, что мощь государства определяется наличием у него крупных национальных чемпионов.

Теперь, определяя перспективы развития Казахстана в посткризисную эпоху, можно задать риторический вопрос - что нужно сделать для того, чтобы добиться гармонии интересов власти, общества, крупного бизнеса, не усиливая чрезмерный государственный контроль, не лишая рыночную экономику ее сути - свободной конкуренции.

Попытаемся дать ответ на этот вопрос, опираясь на логику, обозначенную в последних статьях нашего президента. Ключ к решению глобальных задач, стоящих перед страной в системном улучшении качества человеческого капитала. Именно эта цель, в конечном счете, должна определить наши приоритеты в экономической политике. Это и есть ядро новых подходов, определяющих развитие нашего общества в посткризисную эпоху.

Теперь, когда перед Казахстаном стоит задача выхода на более высокий уровень развития в условиях перехода к новой архитектуре мировой экономики, политики и финансов, страна вновь обращаемся к вопросу о влиянии лидерского фактора на скорость, динамику, успешность реагирования на современные реалии и глобальные тренды.

В целом мне бы хотелось отметить, что залогом успеха процесса ускоренной модернизация экономики является не только критическое осмысление пройденных этапов, но и четкая нацеленность на будущее, консолидация усилий и постоянное движение вперед. Самоуспокоение и эйфория как показывает международный опыт, к хорошему никогда не приводило.

Подытоживая вышесказанное, можно вывести формулу успешного посткризисного развития страны:

Национальный лидер, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика - являются основополагающими элементами будущего прогресса страны.

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: во-первых, независимое государство в Казахстане создано прежде экономической трансформации. Во-вторых, поэтому стандартные модели, объясняющие переход, неэффективны. В-третьих, концепция государственного национализма и политический лидер тесно связаны и, в конечном счете, взаимодействие этого элемента с процессом экономического перехода не может игнорироваться. Данный факт уместен, поскольку производство продукции в Центрально-Азиатских республиках упало ниже уровня Советского периода.

За период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. Но есть и сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития.

Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.

Важным итогом пятнадцатилетнего периода развития отечественной экономики стал существенный рост её макроэкономических показателей, что позволило определиться с новыми компонентами в регулятивной среде, и прежде всего, с Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию, начиная с 2007 года, как базового, для оптимизации воспроизводственного цикла. С учетом комплексной трансформации факторальной среды экономического роста, направленной на обеспечение устойчиво высоких его темпов, необходимо максимальное приближение по всем её составляющим к прогрессивным международным стандартам. Только на основе преодоления деформаций в экономической структуре отечественной экономики, накопления ресурсного потенциала и существенной модернизации её основных секторов, отраслей и производств возможен переход к постиндустриальному типу развития общества и органичное вхождение в перспективные мирохозяйственные связи.

Можно заключить из этого, что быстрота, с которой Казахстан вошел в состояние независимости, обусловила недостаток времени и внимания, предназначенного для создания условий, в которых рынок мог бы процветать.

Экономическая политика правительства Казахстана является решающим средством поддержки экономического курса страны.

Анализ сложившейся практики показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в нашей стране реалии- политического расклада сил и уровня развития, то есть, производственно- технического потенциала, состояния социальной структуры, институционального порядка общего государственного и местного управления.

Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации и перемены экономического мышления. Оба этих момента взаимосвязаны, хотя и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление меняется, поскольку другими становятся представление о ценностях. В связи с этими, даже традиционные задачи принято решать с новых позиций.

Сегодня можно сказать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг.

Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.

Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

Могу с точностью сказать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере.

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: во-первых, независимое государство в Казахстане создано прежде экономической трансформации. Во-вторых, поэтому стандартные модели, объясняющие переход, неэффективны. В-третьих, концепция государственного национализма и политический лидер тесно связаны и, в конечном счете, взаимодействие этого элемента с процессом экономического перехода не может игнорироваться. Данный факт уместен, поскольку производство продукции в Центрально-Азиатских республиках упало ниже уровня Советского периода.

За период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. Но есть и сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития.

Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.

Можно заключить из этого, что быстрота, с которой Казахстан вошел в состояние независимости, обусловила недостаток времени и внимания, предназначенного для создания условий, в которых рынок мог бы процветать.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: во-первых, независимое государство в Казахстане создано прежде экономической трансформации. Во-вторых, поэтому стандартные модели, объясняющие переход, неэффективны. В-третьих, концепция государственного национализма и политический лидер тесно связаны и, в конечном счете, взаимодействие этого элемента с процессом экономического перехода не может игнорироваться. Данный факт уместен, поскольку производство продукции в Центрально-Азиатских республиках упало ниже уровня Советского периода.

За период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. Но есть и сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития.

Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.

Можно заключить из этого, что быстрота, с которой Казахстан вошел в состояние независимости, обусловила недостаток времени и внимания, предназначенного для создания условий, в которых рынок мог бы процветать.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бондарь Т. Что происходит в банковской системе Казахстана. //Финансист. - 2001. - № 10. - С. 44-48.

2. Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 312 с.

3. Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001. - 432 с.

4. Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. //Экономика и статистика. - Алматы, 2001. - № 2. - С. 3-9.

5. Кошанов А., Хусаинов Б. Реформа и макроэкономические преобразования в Казахстане. //Общество и экономика. - 1998. - № 8-9. - С. 56-80.

6. Мухамедиев Б., Бордоусов О. Внешняя торговля Республики Казахстан за годы независимости. //Экономика и статистика. - Алматы, 2001. - № 2. - С. 54-58.

7. Основные направления развития и размещения производительных сил Казахстана на период до 2015 г. / Под ред. А.Е. Есентугелова и Ж.А. Кулекеева. - Алматы: РГП "Институт экономических исследований", 2002. - 656 с.

8. Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. - 2004. - № 1. - С. 8-27.

9. Промышленность, сельское хозяйство и строительство Казахстана за 1920-2000 годы. Статистический сборник./Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001. - 112 с.

10. Смаилов А., Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста. //Экономика и статистика. - Алматы, 2002. - № 1. - С. 14-16.

11. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 72 с.

12. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе-сентябре 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 73 с.

13. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе-октябре 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 74 с.

14. Статистические показатели социально-экономического развития РК и ее регионов №7, 2006 год;

15.. Информационно-аналитический журнал «Финансы и крдит», №№1-7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: