Глава 2. Экспериментальное исследование темы «Взаимосвязь мотивации достижения и мотивации учения в старших классах»

Методическое обеспечение

Для реализации поставленных в работе задач мы использовали следующие методики:

- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Данная методика направлена на непосредственное оценивание уровня мотивации к достижению успеха. Каждому испытуемому бланк методики, содержащий инструкции и задание после чего им следует ответить на предложенные вопросы.

Текст методики инструкция и ключи в приложении 1.

- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Целью данной методики является определение уровня мотивации направленной на защиту (избеганию неудач). Испытуемым предлагаются бланки, после чего им следует выбрать в таблице одно из трёх слов, наиболее точно характеризующих его.

Текст методики инструкция и ключи в приложении 2.

- Школьный тест умственного развития (ШТУР).

 Данный тест предназначен для изучения интеллектуального развития детей и подростков. Умственное развитие подростков в основном определено школьными программами, которые содержат общественно выработанные требования к умственному развитию. В основе теста лежит школьная программа, учитывающая 3 учебных цикла: общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический. Методика дает возможность оценить зону ближайшего развития ребенка. Диагностирование с помощью штур дает возможность наметить коррекционную программу.

Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов: «Осведомлённость»(2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды». Материал теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам — А и Б. Каждому испытуемому предлагаются тетради для выполнения теста.

Текст методики и инструкции находятся в приложении 3.

Диагностика проводилась в групповом режиме.

База исследования: в исследовании приняли участие ученики 11«Б» класса, в количестве 20 человек (11 девочек, 9 мальчиков) средней общеобразовательной школы № 67.

 

 

 

 

Результаты исследований

По результатам проведения исследования уровня мотивации к достижению успеха по методике Т. Элерса мы получили следующие результаты:

 

№ школьника Низкая мотивация к успеху Средний уровень мотивации Умеренно высокий уровень Очень высокий уровень
1       21
2     18  
3   15    
4   12    
5       21
6     17  
7 10      
8   16    
9   15    
10     19  
11   15    
12       22
13     17  
14   14    
15   16    
16   15    
17   13    
18   16    
19   13    
20     17  

 

Уровень мотивации Количество человек %
1 Низкий 1 5
2 Средний 11 55
3 Умеренно высокий 5 25
4 Очень высокий 3 15

 

Оценка и интерпретация полученных данных

В нижеприведённой таблице даны количественные характеристики уровня мотивации.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

Норма

Очень высокий

низкий средний Умеренно высокий
Уровень мотивации 1 - 10 11 - 16 17 - 20 Свыше 20

 

Уровень мотивации. Количество баллов от 11 до 20 («средний» и «умеренно высокий» уровень) показывает, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху вли­яет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готов­ность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избе­ганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется вы­сокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

 

По результатам проведения исследования уровня мотивации к избеганию неудач по методике Т. Элерса мы получили следующие результаты:

 

№ школьника Низкая мотивация к защите Средний уровень мотивации Высокий уровень мотивации Очень высокий уровень
1 10      
2 10      
3     17  
4   12    
5   12    
6   13    
7 8      
8 8      
9   11    
10   15    
11     18  
12   14    
13   15    
14 6      
15   14    
16 3      
17   11    
18 6      
19 2      
20   14    

 

Уровень мотивации Количество человек %
1 Низкий 8 40
2 Средний 10 50
3 Высокий 2 10
4 Очень высокий 0 0

 

Оценка и интерпретация результатов

Параметр

Количественная характеристика (балл)

Норма

Очень высокий

низкий средний Высокий
Уровень мотивации 2 - 10 11 - 16 17 - 20 Свыше 20

 

Уровень мотивации. Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты (свыше 17 баллов), то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий учёный Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трёх факторов:

- степени предполагаемого риска;

- преобладающей мотивации;

- опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удаётся получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

 

По результатам методики школьного теста умственного развития (ШТУР) мы получили следующие данные:

Общая

сумма

Направленность

обществ. политич. научно- культурн. литер. рус.яз. матем. ист. биол. геогр.
1 66 73,3 68 53,8 50 30,7 40 0,3
2 50 40 52 38,4 43,7 30,7 20 0,3
3 57 40 44 38,4 37,5 53,8 80 0,2
4 64 73,3 80 53,8 37,5 46,1 50 0,1
5 60 46,6 56 30,7 50 53,8 60 0,3
6 84 73,3 64 69,2 68,7 69,2 100 0,6
7 49 53,3 72 38,4 18,7 30,7 50 0,1
8 96 73,3 84 76,9 81,2 76,9 90 0,7
9 86 80 72 53,8 81,2 61,5 60 0,7
10 82 73,3 88 61,5 62,5 53,8 50 0,6
11 80 66,6 64 76,9 81,2 61,5 40 0,5
12 47 40 52 53,8 31,2 30,7 30 0,3
13 72 66,6 56 46,1 56,2 53,8 60 0,6
14 73 53,3 64 69,2 62,5 38,4 50 0,6
15 44 80 68 7,6 12,5 23 10 0,1
16 39 60 36 30,7 37,5 15,3 30 0,8
17 50 53,3 40 46,1 56,2 38,4 40 0,2
18 49 40 76 23 37,5 38,4 30 0,8
19 37 46,6 64 30,7 12,5 15,3 10 0,8
20 19 26,6 44 7,6 0 7,6 0 0

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: