Молодежь и социальное неравенство

 

  Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.

По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления -- вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека. Становится проблемой, что брать за основу расчетов -- собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании? Столь же неопределенна в молодежной среде фиксация данного показателя по субъективным оценкам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

  Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.

   Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры.

   Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

  «Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже -- одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.

Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Однако тут же возникает другая проблема -- невостребованность достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения. Каждый третий безработный -- молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей. Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

   Как неизбежное следствие этих процессов, происходит духовная и профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит криминальный бизнес.

  Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.

  Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по-настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях и не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету был также включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока. А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных группировках?» Ответили: это для меня приемлемо -- 66,5%, если жизнь прижмет, то можно этим заняться -- 21,7%, сегодня это вполне нормальный способ заработать деньги -- 10,4%.

  И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом в чем как раз помощником и выступает СМИ. 

 

Положительное влияние СМИ

 

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации. Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

  СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика.

  Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Можно так же отметить влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд.

  В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.

К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным).

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: