Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с диф­ференциацией продукта.

Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурен­тов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ли­кера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно (вне зависимости от своей воли — вспомним принцип «невидимой руки») обеспечивая на рынке страны много­образие товаров.

Ограничительное влияние на цены

Вместе с тем не следует преувеличивать доступную фирмам — монополистичес­ким конкурентам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится считаться с конку­ренцией чужих товаров, похожих на собственный.

Хотя «сникерс» и изготовляемый в Самаре «шок» — безуслов­но, разные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Ведь, несмотря на патриотичес­кий рекламный слоган («Это по-нашему»), самарский «шок» -арахис, карамель, шоколад — выдержан совсем не в отечественной кондитерской традиции и похож скорее на «сникерс», чем на «косо­лапого мишку». Спрос на каждую из шоколадок-близнецов имеет высокую перекрестную эластичность: стоит слегка поднять цены на одну — и он переключится на другую.

Монополистическая конкуренция в теории и практике

В отличие от совершенной конкуренции конкуренция монополистическая — не только абстрактная теоретическая мо­дель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой про­мышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, ме­бельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко выходит за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической кон­куренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах впол­не могут закрепляться небольшие фирмы — монополистические кон­куренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: