Сущность и взаимодействие функций менеджмента

 

Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функцио­нирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии соверша­ют определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресур­сы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продви­жения мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, кото­рые поставили ранее. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее опреде­лить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, моти­вировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления.

Функции управления как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе уп­равления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Таким образом, функции управ­ления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Существует несколько подходов к классификации функций управления. Для туристской инду­стрии важнее всего рассмотреть планирование, организацию, моти­вацию и контроль.

Каждая из этих функций ме­неджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Что касается функциональной структуры, то следует указать, что указанные выше факторы на нее не влияют. Например, и большие, и малые

туристские фирмы (туроператоры), занимающиеся внут­ренним туризмом, выполняют одни и те же функции: формируют совместно с российскими предприятиями обслуживания различные варианты туристского продукта и используют имеющиеся возмож­ности для его продвижения и продажи на российском туристском рынке. У туроператоров по приему иностранных туристов в РФ или направлению российских туристов за границу функциональная структура принимает более сложные формы. Все основные действия, операции или функции, которые туристс­кая фирма должна постоянно выполнять в соответствии со своей главной миссией, определяют ее функциональную структуру. Мы часто говорим об организационной структуре предприятия, подразумевая под этим его административное деление на различные отделы, подот­делы, участки и т.п. Сложность или простота организационной струк­туры предприятия зависит от количества выполняемых им функций, штатной численности, сложности операций, порядка внутреннего взаимодействия и субординации и, конечно, от субъективного решения руководства. Поэтому на практике часто можно наблюдать в одно­типных предприятиях самые различные организационные структуры: и очень простые, и очень сложные. [17 с.105]

Характеристика основных функций менеджмента

Планирование и формирование программы обслуживания туристов.

 

 

Управление системой туризма должно базироваться на страте­гическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении.

На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разра­батывается политика туристской фирмы, которая представляет об­щие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособ­ность и развитие этой структуры. Планирование - это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после

достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового дей­ствия. Это непрерывный процесс (одна из стадий Процесса управ­ления) изучения новых путей и методов совершенствования дея­тельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем Уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику, культуру предприятия и его законодательные права. Применительно к конкретному туристскому региону речь дол­жна идти прежде всего о его конкурентоспособности.

Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

· участие в разработке устанавливаемых управлениями туриз­ма целей развития региона;

· текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, пря­мые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);

· разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;

· претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности реги­она - прежде всего оказание консультаций туристским предприя­тиям, проведение инновационного менеджмента.

Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона. Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и вре­менного определения будущих целей, средств и методов форми­рования, управления и развития предприятия.

По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими дол­жны быть цели организации и что должны делать ее члены, что­бы достичь этих целей. Это подготовка к завтрашнему дню, опре­деление того, что требуется и как этого добиться, т.е. в процессе планирования предполагается получить ответ на три следующих вопроса:

1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?

2. Какой путь следует избрать ДЛЯ достижения целей фирмы?

3. Посредством, каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?

Эффективность планирования как функции управления зависит во многом от того, какими из следующих принципов (руководя­щими правилами) руководствуются при составлении планов:

· полнота- при планировании должны учитываться все собы­тия и ситуации, которые могут иметь значение для развития орга­низации;

· точность- при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;

· ясность- цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

· непрерывность- это не одноразовый акт, а постоянный процесс;

· экономичность - расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него.

Виды планирования постоянно варьируются: от таких традиционных методов, как бюджетные, до более сложных - моделирова­ния, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования уменьшает неопределенность, повышает точность прогнозов, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план. Все методы планирования имеют одну цель - помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэто­му организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором пытаются определить элементы решения альтернатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: