Анализ предпочтений потребителей

 

Проблема исследования: Необходимо выявить влияние восприятия на поведение потребителей на рынке майонеза (какие марки майонеза предпочитают, как часто приобретают майонез и др.). В ходе исследования планируется изучить степень известности основных марок майонеза лидирующих на белгородском рынке в настоящий момент. Объект исследования: Эмпирическим объектом исследования явилось женское население города Белгорода разных возрастных категорий.

Предмет исследования: отношение потребителей к продукции основных производителей на рынке майонеза.

Цель исследования: Определить социальный портрет потенциального потребителя, периодичность и количество приобретаемой продукции, и выявить модель потребительского поведения.

В ходе опроса решаются следующие задачи:

а.) Выяснить, как часто покупают майонез.

б.) Выяснить какие факторы влияют на выбор майонеза.

в.) Определить степень влияния социально-демографических характеристик покупателей на предпочтения в сфере потребления майонеза.

г.) Выявить самые популярные точки продаж масложировых продуктов.

Гипотеза: Помимо вкусовых характеристик немалое влияние на объемы продаж оказывают такие факторы, упаковка товара, реклама и способ позиционирования. Но изучения их предпочтений в зависимости от социального положения, пола, возраста, материального положения не проводилось. Вследствие изучения предпочтений возможно и необходимо выделить целевые аудитории, спрогнозировать спрос и проводить рекламные кампании в соответствии с предпочтениями потребителей.

Наиболее активной частью потребителей станут социально активные люди, в нашем случае, хозяйки в возрасте от 18 до 55 лет, социально адаптированные, имеющие стабильно средний и чуть ниже среднего уровень доходов в расчете на одного члена семьи. Наиболее перспективная часть респондентов − девушки от 18 до 25 лет с доходами от 3000 до 6000 руб. на одного члена семьи.

Методы и инструменты: В проводимом социологическом исследовании применяются статистически-обоснованная, квотная, внутри квот − случайная выборочная совокупность.

Для обеспечения количественной репрезентативности выборки используется статистическая формула, позволяющая определить численность опрашиваемых. Для определения количества опрашиваемых в нашем случае, когда по ходу опроса делается попытка узнать долю потребителей тех или иных видов печенья, может быть применена следующая формула:

 

 

где t − коэффициент доверия;

р − вероятное число опрашиваемых с ответом «да»

q − вероятное число опрашиваемых с ответом «нет»

Поскольку раньше исследования на данную тематику в регионе не проводились (по крайней мере, данных об этом нет), то р и q оцениваются максимально – 50% на 50%.

Иными словами, размер выборки, рассчитанный по приведенной формуле, составляет 400 единиц. Однако в учебных целях опрашивается 50 Человек.

Основным инструментом опроса является анкета. Организационная составляющая опроса: Опрос проводился в течение ноября 2008 г.

Всего было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Опрос производился методом индивидуального интервьюирования. Социальный состав опрошенных выглядит так:


Таблица 5. Распределение респондентов по социальному статусу

  Вариант ответа Количество, чел. Кол-во, %
1. Учащийся, студент 30 60
2. Служащий 6 12
3. Предприниматель 6 12
4. Рабочий 5 6
5. Временно не работаю 3 10

 

Большинством опрошенных являются студенты или учащиеся, их 30 человек (60%), вторая по величине категория опрошенных − предприниматели, 6 человек (12%) и служащие (12%). Именно эти категории являются наиболее перспективными потребителями рассматриваемой продукции.

 

Таблица 6. Распределение респондентов по уровню дохода на 1 члена семьи в месяц

Вариант ответа Количество, чел. Кол-во, %
до 3000 руб. 1 2
от 3001 до 6000 руб. 18 36
от 6001 до 10000 руб. 16 32
свыше 10001 руб. 15 30

 

В основном доход наших респондентов составляет от 3001 до 6000 рублей − 36% (18 человек), следующее место занимают люди, доходы которых составляют от 6001 до 10000 рублей -32%(16 человек) и свыше 10001 рублей -30% (15 человек), до 3000 рублей – 2% (1 человек).

Таблица 7. Распределение респондентов по частоте покупок

  Вариант ответа Количество, чел. Кол-во, %
1. чаще 1 раза в неделю 11 22
2. 1 раз в неделю 7 14
3. 1 раз в 2 недели 3 6

22% Респондентов покупают майонез чаще 1 раза в неделю, 14% 1 раз в неделю и 6% 1 раз в 2 недели, 58% человек выбрали вариант ответа «другое», что свидетельствует о довольно низком объеме потребления майонеза.

 

Рис. 4. Предпочтения респондентов по месту покупки

Как видно из диаграммы, большинство респондентов предпочитает приобретать майонез в супер- и гипермаркетах, а именно 54%; несколько меньше майонез при обретают в небольших продуктовых магазинах – 36%; 10% респондентов выбрали ответ «другое» (главным образом покупали майонез на рынках).

Рис. 5. Предпочтения респондентов по вкусовым качествам

Большинство респондентов предпочитают Оливковый майонез 45%, 32% покупают Классический, 19% отдают предпочтение майонезу с лимонным соком, и 4% выбрали «другой» вариант – это с добавлением сыра, с пряностями, и на перепелиных яйцах.

 


Рис. 6. Распределение респондентов по предпочтениям марок

 

Итак, как видно из данных, большинство опрошенных − 48%, предпочитают «Слободу», 24% − торговую марку «Махеев», 14% − «Добавкин», 8% выбирают «Calve», и 6% выбрали «другой» вариант: «Мr. Ricco», «Нежка», «Провансаль московский».

Таблица 8. Распределение респондентов по предпочтениям упаковки

Мягкая упаковка 32%
Упаковка с крышечной 42%
Пластиковая баночка 18%
Ведерко 8%

 

Как видно из таблицы, большее количество респондентов предпочитают покупать майонез в упаковке типа «дой-пак» с крышечкой, таких 42%, 32% – любители просто мягкой упаковки, 18% – отдают предпочтение пластиковым баночкам, и лишь 8% приобретают майонез в ведерках.

Таблица 9. Факторы, важные при выборе майонеза

  Фактор выбора Значимость
1. Привычка 28%
3. Упаковка (внеш. вид) 22%
2. Советы близких 16%
4. Цена 12%
5. Состав продукта 8%
6.   Советы продавцов 6%
7.   Реклама в СМИ 4%
8. Другое 4%

 

Самыми распространенными факторами, влияющими на выбор майонеза, является привычка − 28% и упаковка (внешний вид) − 22%; 16% руководствуются советами друзей; 4% − рекламой в СМИ, 8% − составом продукта; 6% − советами продавцов, 4% руководствуются иными причинами.

Кроме того, можно выявить следующее:

· Люди, независимо от своего дохода приобретают тот майонез, который им нравится, даже если цена продукта немного превышает возможности.

· Для респондентов главными составляющими при выборе майонеза являются вкусовые качества и внешний вид/удобство упаковки.

· Восприятие является довольно важным фактором при выборе майонеза, в основном потребитель, совершая покупку, ориентируется на упаковку, насколько аппетитно будет выглядеть упаковка, настолько интересным будет ее содержание для потребителя.






Практическая часть

Теоретические выводы

Благодаря отечественным производителям, на витринах наших магазинов мы можем увидеть огромное количество самой разнообразной продукции. Ассортимент продуктов питания настолько велик, что покупатели частенько не могут определиться, продукт какой марки им понравился больше. На его мнение может оказать влияние восприятие увиденного. Цветовое сочетание, изображение, расположение на полке, рекламный ролик, всплывающий в памяти, все налагает свой отпечаток.

Для того, что бы знать «своего» потребителя «в лицо», нужно приложить немало усилий для создания «идеального» продукта, который бы целиком и полностью устраивал потребителя.

Чтобы повысить запоминаемость марки майонеза, производитель должен положительно отличаться от конкурентов с какой либо стороны − создавать рекламные акции, проводить дегустации, создавать яркие оригинальные упаковки, экспериментировать с новыми вкусами. Также для любителей здоровой пищи необходимо разработать рецептуру майонеза, не вредящего фигуре, обогащенного витаминами и полезными веществами.

Участие звезд, и поваров известных ресторанов в рекламных компаниях и известных кулинарных передачах также принесет свои плоды, существенно повлияет на подсознание потребителей, на их отношение и восприятие к продукту.

Наилучшим способом описания поведения потребителей является модель потребительского поведения Филлипа Котлера:

 


 

1.) Осознание потребности. У человека возникает потребность в покупке майонеза, потребности современного человека постепенно переходят в нужду; не так давно люди покупали майонез для добавления в какие-то блюда, а в настоящее время майонез является элементом творчества. Благодаря этому продукту, кухня превращается в мастерскую, на которой происходят кулинарные волшебства.

2.) Поиск информации. Человек занимается поиском различных марок майонеза, когда находит понравившиеся ему, внимательно знакомится с составом продукта, с внешним видом упаковки, интересуется ценой, качеством, проводит сравнительную оценку. Отбирает марки, учитывая все интересующие его характеристики − цена, дизайн упаковки, жирность, качество, вспоминает какие больше ему понравились, и задумывается об их покупке.

3.) Приобретение продукции. Этот этап очень сильно зависит от предыдущего, так как выбор уже сделан и остается только купить, понравившийся продукт.

4.) Послепокупочная оценка. Данный этап является самым важным, т. к. после покупки покупатель приходит домой начинает подробно рассматривать упаковку, дегустировать, и если в конечном итоге понимает что купил не то, происходит целая катастрофа, покупатель остается не доволен, и вполне возможно что он больше никогда не выберет данную марку.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: