Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь

Реформирование внешнеэкономической политики Беларуси должно идти в рамках реализации комплекса мер Национальной программы развития экспорта 2000 - 2005 гг. К основным из них относятся:

- закрепление на уже имеющихся и завоевание новых рынков сбыта белорусской продукции;

- стимулирование развития высокотехнологичных производств: внесение изменений в действующее законодательство в части освобождения от налогообложения финансовых средств, направленных на развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- формирование эффективной системы страхования рисков, связанных с экспортной деятельностью;

- совершенствование инфраструктуры и диверсификации форм продвижения отечественных товаров и услуг на мировом рынке;

- отмена ограничений на расчеты в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- обеспечение равного доступа всем субъектам хозяйствования к валютным ресурсам;

- проведение последовательной девальвации белорусского рубля при одновременном осуществлении комплекса мер по снижению темпов инфляции, что позволит преодолеть тенденцию падения валютной выручки;

- отмена или снижение доли обязательной продажи валюты;

- сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет упразднения малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

- выравнивание налоговой нагрузки между отраслями, что приведет к перераспределению капитала в экспортоориентированные отрасли;

- совершенствование механизма, принципов и методов расчета таких косвенных налогов, как налог на добавленную стоимость, прибыль и доходы предприятий, акцизы.

В развитии внешнеторгового сотрудничества со странами дальнего зарубежья особое внимание должно уделяться созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции. Получению доступа к новым международным рынкам, а также снятию дискриминационных мер в отношении белорусских товаров будет способствовать присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.

Важнейшей проблемой для нашей страны является поиск баланса между протекционизмом, при котором государство дает возможность развиваться национальной промышленности, защищая внутренний рынок от иностранной конкуренции, и либерализацией, предполагающей минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Искомый баланс в конечном итоге представляет собой принципиальный выбор внешнеэкономической политики страны. Пользуясь методами как тарифного, так и нетарифного регулирования, государство может придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, или политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в различных пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Стремление к либерализации внешней торговли связано с желанием государства оказать помощь отечественным экспортерам активизировать экспорт, увеличив долю продаваемой на внешних рынках продукции, а также расширив ассортимент товаров и услуг. Однако опыт зарубежных стран свидетельствует, что, несмотря на постоянное ослабление протекционизма и поощрение либерализации, внешняя торговля нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства.

На этапе системных и структурных реформ либерализация внешнеэкономической деятельности является одним из главных элементов экономической политики государства. Это утверждение тем более справедливо для Республики Беларусь, значительно зависимой от уровня развития внешнеэкономических связей. Вместе с тем либерализация ВЭД должна представлять собой постепенный процесс, который может развиваться только в тесной увязке с общим ходом преобразований белорусской экономики. Важнейшими ее предпосылками являются макроэкономическая стабилизация и улучшение качественных показателей отраслей промышленности и агропромышленного комплекса: снижение энерго- и материалоемкости, рост производительности труда, повышение фондоотдачи. Этот процесс должен сопровождаться осуществлением мер, связанных с предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции, снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка, повышением эффективности экспорта, проведением акций по расширению белорусской внешнеторговой экспансии.

Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью обеспечения ряда стратегически важных требований, что невозможно без определенного переходного периода. Продолжительность этого периода зависит от хода проводимых реформ, направленных на преодоление кризисных явлений в отдельных отраслях и создание эффективного конкурентоспособного национального хозяйственного организма. Среди этих требований: достижение сбалансированного экономического развития, аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для развития и модернизации производств, в первую очередь экспортоориентированных, поддержание рационального уровня занятости работоспособного населения, достижение внутренней финансово-экономической стабильности.

Особую важность для экономики Беларуси в условиях переходного периода приобретает экспортная стратегия, предусматривающая проведение единой промышленной и внешнеторговой политики для укрепления научно-исследовательского и промышленного секторов экономики, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Осуществление этих шагов невозможно без привлечения самых передовых достижений отечественного и зарубежного научно-технического прогресса, наиболее подготовленных кадров, без умелого использования преимуществ, присущих нашей стране (например, крупномасштабного характера производства многих видов машиностроительной продукции, опоры отраслей промышленности на собственные сырьевые ресурсы, географического фактора и т.п.).

Вместе с тем либерализация ВЭД не может оставаться единственным определяющим компонентом внешнеэкономической политики страны. Развитие национального производства, усиление роли белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке, укрепление позиции Беларуси в мировом хозяйстве весьма затруднительно без активного применения в регулировании мер протекционистского характера. Проведение умеренно протекционистского курса в отношении отечественных товаропроизводителей, не препятствующего развитию внешнеэкономических связей, является обычной практикой во многих странах мира. Очевидно, что избирательное введение протекционистских барьеров представляется и оправданным, и необходимым в условиях экономической нестабильности и адаптации реального сектора Беларуси к рыночным отношениям.

Таким образом, с учетом вышесказанного, «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на разумное сочетание мер либерализации и протекционизма. При этом неприемлем как принцип естественного отбора предприятия, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Следовательно, открытие внутреннего рынка предполагает решение двуединой задачи: либерализация внешнеторгового режима, направленная на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижение необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки.

Нашей стране нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли (производства) национального хозяйства: некоторые из них рациональнее ориентировать на импортозамещение, а продукцию, выпуск которой остается нерентабельным, лучше импортировать. Необходима разработка стратегии структурных преобразований, направленных на селективное развитие и защиту конкретных производств, способных выпускать достаточно качественную продукцию и адаптироваться к условиям внешней конкуренции, а в перспективе - завоевать ряд внешних рынков. Развитие именно таких производств позволит преодолеть временный спад белорусской экономики и обеспечить экономический рост. Это чрезвычайно важно для предприятий, так как позволяет рассчитывать на государственное содействие.

Подобная тактика в Японии и азиатских развивающихся странах не только способствовала постепенному и сравнительно безболезненному «врастанию» отраслей в мировое хозяйство, но и созданию новых высокоразвитых производств, соответствующих национальной стратегии развития. По сути, имело место сознательное формирование новых «сравнительных» преимуществ страны в международном разделении труда.

При формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всею наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В данном аспекте императивом экономического развития должна стать государственная поддержка экспорта путем активного и заинтересованного участия властных структур на местах в реализации экспортно-ориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.

Не менее важной задачей является создание системы государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.

Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов посредством предоставления правительственных гарантий.

Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы внешнеторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.

Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:

- предоставление Правительством Республики Беларусь в лице Министерства финансов гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, необходимых для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

- льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национальною банка Республики Беларусь;

- страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков;

- долевую государственную поддержку эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

- организацию в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и технологий.

Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет Центр маркетинга и конъюнктуры цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1%), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2%), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7%), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2%). Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны:

- оказывать содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать дипломатическую поддержку наиболее значимых экспортных проектов;

- осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований, предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию;

- консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требовании к товарам;

- выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь;

- защищать интересы экспортеров Беларуси в случае их явной или скрытой дискриминации на внешних рынках, содействовать урегулированию торговых спорой;

- проводить торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.

Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Предлагается снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Приоритетным направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых, зависит технико-экономический и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и «ноу-хау», экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках принятого Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего экономические методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5-1,5 % в месяц.

В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные интересы призваны в максимальной степени учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: