Учетная политика для целей налогообложения

 

ПБУ 1/98 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила форми­рования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. При этом объек­тами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйст­венные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

После вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ у организаций возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования. Это вы­звано тем, что в налоговое законодательство были введены нормы, позволяющие ор­ганизациям производить выбор одного из нескольких альтернативных вариантов и ме­тодов, учитываемых для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Применительно к налогу на прибыль и согласно ст. 313 гл. 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок ведения налогового учета.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы  по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Данные налогового учета должны отражать:

· порядок формирования суммы доходов и расходов;

· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в те­кущем налоговом (отчетном) периоде;

· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

· порядок формирования сумм создаваемых резервов;

· сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налого­вой базы.

При этом налоговые органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов для налогового учета. Лишь в случаях, когда в регистрах бухгалтерско­го учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, органи­зация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета до­полнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

В случае ведения самостоятельных регистров налогового учета в них должны содержаться следующие реквизиты:

· наименование регистра;

· период (дата) составления;

· измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Ведение налогового учета предусматривается в тех случаях, когда порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка группировки и учета объектов и хозяйственных операций, установленного правилами бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна быть обеспечена их защита от не­санкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправле­ние, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и/или объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступле­ния в силу изменений норм указанного законодательства.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обя­зательной для всех обособленных подразделений организации.

В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Рассмотрим элементы учетной политики организации для целей налогообложения.  

Порядок признания доходов от реализации товаров (работ, услуг). Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из воз­можных методов признания доходов для целей налогообложения:

· метод начисления;

· кассовый метод.

В соответствии с методом начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств или иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту отгрузки, используемому в бухгалтерском учете).

В соответствии с кассовым методом доходы признаются после поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или после поступления иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту оплаты, используемому в бухгалтер­ском учете).

Порядок определения даты получения доходов от реализации. Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация для определения даты получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) может выбрать одну из следующих дат:

· день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) - для организаций, принявших в учетной
политике для целей налогообложения порядок признания доходов по методу начисления;

· день поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или день поступления иного имущества - для организаций, принявших в учетной политике для целей на­логообложения порядок признания доходов по кассовому методу.

Порядок признания расходов для целей налогообложения. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из возможных спосо­бов признания расходов для целей налогообложения:

· независимо от времени фактической выплаты денежных средств и/или иной формы
оплаты расходов;

· после фактической выплаты денежных средств и/или иной формы оплаты расходов.
Первый способ признания расходов могут применять организации-налогоплательщики, использующие метод начисления для признания доходов.

Второй способ признания расходов могут применять организации, использующие кас­совый метод для признания доходов.

Порядок распределения расходов на прямые и косвенные расходы при примене­нии метода начисления. Расходы на производство и реализацию продукции должны под­разделяться на прямые и косвенные расходы.

С 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 318 гл. 25 НК РФ организация может самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

В отличие от бухгалтерского учета, предусматривающего четыре способа начисления амортизации объектов основных средств и три способа начисления амортизации объектов нематериальных активов, для целей налогообложения можно использовать лишь два метода начисления амортизации.

Организация вправе самостоятельно выбрать тот или иной метод начисления амортизации для группы однородных объектов и должна использовать его в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Исключение составляют только входящие в восьмую—десятую амортизационные груп­пы здания, сооружения и передаточные устройства, по которым амортизация может на­числяться только линейным методом

Порядок учета расходов на ремонт основных средств. Согласно ст. 260 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты признания расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения:

· фактические затраты на ремонт списываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены;

· фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва под предстоящие расходы на ремонт основных средств.

Порядок определения расходов по торговым операциям. Согласно ст. 320 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты учета расходов торговых организаций на доставку товаров (транспортные расходы) для целей налогообложения:

· без включения в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка включается в цену приобретения товаров по условиям договора;

· с включением в сумму издержек обращения расходов организации на доставку това­ров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по услови­ям договора.

Таким образом, для налогового и бухгалтерского учета расходы на доставку товаров могут быть включены либо в цену приобретения товаров, либо в издержки обращения.

Порядок списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг. Согласно ст. 280 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие методы списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг для целей налогообложения:

· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

· по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

· по стоимости единицы.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

· создавать резервы по сомнительным долгам;

· не создавать резервы по сомнительным долгам.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода.

Порядок создания резервов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Согласно ст. 267 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

· создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийно­му обслуживанию;

· не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ.

Для целей налогового учета организация самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет пре­дельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении той продукции, по которой в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока.

В целом налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, обеспечения инфор­мацией внутренних и внешних пользователей, а также для контроля правильности исчис­ления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

 

 

Заключение

 

Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.

Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

1. форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

2. текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

3. особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

4. кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

5. хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

    

Практическая часть

 

Хозяйственные операции за отчетный период (руб.)

                                                                           

Содержание хозяйственных операций Вариант 2 Дт

Кт

 
1 2 3

4

 
1.Акцептованы счета поставщиков: -за материалы   -транспортно-заготовительные   120 000 18305 5 500 839   15 19 15 19

 

60

60

60

60

 
2.Оприходованы на склад материалы по учетным ценам 122 000 10

15

 
3.Отражаются отклонения в стоимости материалов 3500 16

15

 
4.Перечислено с расчетного счета: -поставщикам за материалы -транспортным организациям   138305 6339

 

60

60

  51 51  
5. Отпущено и израсходовано материалов по учетным ценам на производство: -продукции А -продукции Б -на нужды цехов   90 000 70 000 1 000

 

20.А

20.Б

25.2

  10 10 10  
6. Списываются отклонения материалов на производство: -продукции А -продукции Б - на нужды цехов     1960 1505 35

 

 

20.А

20.Б

25.2

    16 16 16  
7. Начислены за месяц износы: -машин и оборудования -зданий и цехов -зданий и основных средств общезаводского производства   11 000 2 000 1 500

 

25.1

25.2

26

  02 02 02  
8. Начислена з /плата основных производственных работников по производству -изделий А -изделий Б -персонала цехов -персонала заводоуправления   100 000 80 000 20 000 20 000

 

20.А

20.Б

25.2

26

  70 70 70 70  
9. Произведены отчисления на социальное страхование от начисленной зарплаты - по изделиям А - по изделиям Б - персонала цехов - персонала заводоуправления   26000 20800 5200 5200

 

20.А

20.Б

25.2

26

  69 69 69 69  
10. Оплачены счета за электроэнергию (с учетом НДС), использованную на изготовление: -изделий А -изделий Б   16949 3051 12712 2288

 

20.А

19

20.Б

19

  60 60 60 60  
11. Удержан НДФЛ с заработной платы работников     26 400

 

70

  68  
 13.1. Списываются в конце месяца общепроизводственные расходы на себестоимость  13.2. Списываются в конце месяца общехозяйственные расходы на себестоимость   39235   26700

 

20

 

20

  25   26  
14. Выпущена из производства по фактической себестоимости    - продукция А    - продукция Б     270 000 220 000    

 

 

40.А

40.Б

    20 20  
15. Выпущена и оприходована на склад готовая продукция по нормативной себестоимости: - продукция А - продукция Б   280 000 210 000

 

43.А

43.Б

 

  40 40    
16. Отражаются и списываются отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от нормативной по: - продукция А     - продукция Б     10 000 10 000

 

 

90.2

90.2

 

 

 

40.А

40.В

17. Отгружена покупателям продукция А со склада по нормативной себестоимости   230 000

 

90

  43  
18. Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям   30 000

 

90

  44  
19. Поступила на расчетный счет выручка от покупателей 420 000 420 000

51

62

62 90.1  
20. Начислен НДС на реализованную продукцию 46000  

90.3

68

21. Списывается финансовый результат от реализации продукции 306 000

99

90.9

22. Перечислен НДФЛ в бюджет 26 400

68

 

51

23. Получены деньги в кассу на выдачу зарплаты 180000  

50

51

25. Выдана сумма подотчетному лицу 1 500

71

 

50

26. Произведены отчисления из прибыли отчетного года в резервный капитал   2 500

 

84

 

82

           

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: