Модернизация российской системы образования

Основными признаками кризиса современной системы образования эксперты называют: консерватизм (как следствие - хроническое отставание получаемых знаний от современного уровня развития информатизации и тех­нологии); инерционность; территориальность (означает неспособность пре­доставить всем проживающим на определенной территории возможность получе­ния необходимого образования); локальность (означает специфичность образова­ния, получаемого в отдельном учебном заведении); ограниченность (относится, прежде всего к региональным вузам, которые не могут обучать желающих всему спектру специальностей на отдельной территории).

Для России эксперты отмечают следующие расхождения между провозглашенными целями и реальными фактами, свидетельствующими о неспособности системы образования соответствовать данным целям. Российская система образования (РСО) не решает должным образом задачи социализации молодежи, так как сегодняшняя школа не выполняет воспитательные функции, не дает необходимых социальных и коммуникационных навыков; РСО не обеспечивает формирование необходимых квалификаций для перспективного рынка труда: так ПТУ присваивают своим выпускникам лишь 2-3-й разряды, хотя работодателям нужны специалисты, начиная с 4-5 разрядов, наблюдается переизбыток выпускников высшей школы, структуры, подготовки которых не совпадают со структурой потребностей рынка труда.

РСО не обеспечивает социальную мобильность населения, нет условий «равного старта», качественное высшее образование на сегодня фактически недоступно без связей и/или денег, нет системы социальной (грантовой) поддержки учащихся из малодоходных семей.

Не происходит отбора и формирования профессиональных элит в рамках РСО. В лице студентов ВУЗы чаще приобретают связи и источники дохода вместо способностей и растущей в будущем репутации, научные школы в учебных заведениях не имеют в достаточном количестве ресурсов и не воспроизводятся.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г., одобренной Правительством 25 октября 2001 г., образование предполагалось реформировать в два этапа:

1) 2001–2003 гг. требовалось в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем;

2) 2004–2005 гг. предполагалось провести расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней;

3) В 2006–2010 гг. должны были обозначиться первые результаты модернизации образования.

Однако к настоящему времени не наблюдается заметного роста ресурсообеспеченности российской системы образования; реального повышения качества общего и профессионального образования; снижения социальной напряженности в обществе; не обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, его омоложение и т.п. [5].

Для эффективной модернизации образования необходимы базовые условия:

· повышение заработной платы преподавателей;

· финансирование информатизации образования;

· формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максималь­но полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использова­ние этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг  [6, c.228].

Последняя задача, по всей видимости, является самой сложной и требующей максимального напряжения ресурсов и концентрации усилий всего обще­ства. Очевидно также, что общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ре­сурсы - как выделенные государством и обществом, так и заработанные на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: