Ограничения действующей статистики образования и задачи ее модернизации

Статистика образования изучает деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. Действующая в Российской Федерации государственная система статистического наблюдения в сфере общего образования предусматривает прохождение статистической информации через органы Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Министерство образования Российской Федерации осуществляет сбор и разработку статистической информации по общеобразовательным учреждениям, интернатным учреждениям для детей, учреждениям дополнительного образования, учебным заведениям начального профессионального образования.

Госкомстат России собирает и обобщает отчетные данные о деятельности дошкольных учреждений, государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных общеобразовательных школ и вузов. Информация об уровне образования населения собирается Госкомстатом России при проведении переписей и микропереписей населения. Государственный комитет по высшему образованию осуществляет сбор и обработку информации по негосударственным средним специальным учебным заведениям.

Реальное состояние образования, и в первую очередь статистика образования, не отвечает требованиям как федеральных и региональных органов управления образованием, так и потребностям самих образовательных учреждений.

Набор показателей образовательной статистики представляет собой не логически выдержанную содержательную конструкцию, а скорее перечень тех позиций, которые были включены в формы статистической отчетности образовательных учреждений в прошлом и теперь во многом устарели. Именно поэтому сегодняшняя статистика, отличаясь чрезмерным объемом, не охватывает всех современных аспектов развития сферы образования и не позволяет обеспечить расчет многих необходимых индикаторов.

Статистика, и статистика образования в частности, аккумулирует обширную и разнообразную информацию. При этом в образовательной статистике до сих пор не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в институциональной структуре, финансировании в сфере образования, условиях ее функционирования. Здесь имеют место серьезные противоречия и недостатки.

Наиболее общим из них является нечеткое позиционирование статистики образования в национальной статистической системе. Статистика образования до сих пор несет в себе многие черты, характерные для ранее господствовавшей практики директивного планирования с присущим ей жестким централизованным контролем. В то же время принятие управленческих решений сегодня происходит в условиях рыночных отношений, что требует качественно иного информационного обеспечения. Отсутствует собственно система показателей образования, которая пока подменяется набором данных, агрегированных по разным уровням и основаниям. При этом значительная часть необходимой информации формируется преимущественно в рамках административной отчетности, представляемой учебными заведениями вышестоящим организациям в порядке ведомственной подчиненности и не ставшей до настоящего времени предметом систематизации и комплексного анализа.

Существуют значительные пробелы в полноценном отображении многих процессов и явлений, происходящих в обществе в целом и конкретно в системе образования. Так, недостаточен социально-демократический блок показателей образовательной статистики. Слабо представлены экономические аспекты образования, в частности, ограничен доступ к и без того неполной финансовой информации, которая должна была бы представлять все разнообразные источники финансирования образования, включая расходы домохозяйств на оплату соответствующих услуг. В образовательной статистике не нашли адекватного отображения многие новые формы образовательной деятельности. Отсутствует полная характеристика не только не государственного, но и государственного секторов образования. Весьма ограничена информация о реальных масштабах подготовки рабочих и специалистов и их выводе на рынок труда; нет корреляционных показателей объемов и структуры подготовки работников различных категорий и спроса на них на рынке труда, в том числе на уровне регионов. Отсутствуют достоверные статистические оценки неформальной (теневой) образовательной деятельности. Из статистики образования практически полностью выпали такие явления как обучение детей и молодежи за границей, деятельность зарубежных образовательных центров в России. И, наконец, слабо представлены качественные аспекты образовательной деятельности.

Особо следует сказать об организационных проблемах. Так, существующая система сбора и движения образовательной информации не обеспечивает полноценного представления сферы образования. Не определены единые методы, средства и технологии формирования и обработки информационных потоков не только в системе Рособразования, но и в органах управления образованием большинства субъектов РФ. В процессе сбора данных участвует большое число агентов, обязанности, и ответственность которых не имеют четкого распределения. Отсутствует координация в использовании методологических, инструментальных и технических средств. Сохраняется многоканальная и многоступенчатая система сбора и обработки информации, не обеспечивающая адекватного представления данных и их единой интерпретации. Неудовлетворительны сроки сбора и представления информации, что часто не позволяет использовать полученные данные при принятии решений, как на федеральном уровне, так и на региональном. В последнем случае ситуация усугубляется проблемами удаленности территорий от областных центров. Отсутствие электронной связи в регионах значительно увеличивает сроки представления отчетов. Соответственно, сокращается время, необходимое для контроля качества и первичной обработки данных.

Специфические проблемы касаются презентации статистической информации и ее использования. До сих пор не сформировался окончательно перечень регулярных публикаций в сфере образования: недостаточно четко определен круг пользователей информации; не решены вопросы финансирования статистических работ.

Понимание информационных потребностей, как и слабых сторон действующей статистики образования, позволяет четко сформулировать стоящие перед ней актуальные задачи:

· формирование системы статистических показателей в сфере образования, адекватных российским и международным статистическим стандартам;

· последовательная реализация комплексного подхода к образовательной статистике: учет разнообразных форм, видов и способов ведения образовательной деятельности;

· формирование финансового блока статистики образования, где достоверно отражались бы все источники финансирования образовательной и иной деятельности учреждений образования, а значит, и реальное финансовое положение сферы образования;

· соблюдение единого методологического подхода к сбору образовательной статистики в образовательных учреждениях всех уровней и типов;

· ликвидация межведомственной разобщенности в процессе сбора, обработки, предоставления и анализа статистической информации;

· открытость статистического образования - обеспечение доступа к образовательной информации всех заинтересованных пользователей: общественности, исследователей, управленческих структур и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: