Система показателей статистики образования
Таблица 1.
Основные социально-экономические показатели образования за 2007 год по Приволжскому федеральному округу
Регион | Расх. конс. б-та на образ. на душу насел., руб.* | Расх. конс. б-та на общ. образ. в расч. на 1 уч-ся за 2006 г., руб.** | Доля расх. на образ. в расх. рег. конс. б-та, %*** | Среднемес. зар. плата в образ., руб**** | Соотнош. среднемес. зар. платы в образ. с вел-ной прожит. мин. трудосп. насел.***** |
Российская Федерация | 3278,91 | 10450,04 | 19,9 | 4254,3 | 1,72 |
Приволжский федеральный округ | |||||
Республика Башкортостан | 2914,87 | 9889,27 | 24,7 | 3267,7 | 1,54 |
Республика Марий Эл | 2872,63 | 9364,08 | 25,8 | 2902,2 | 1,43 |
Республика Мордовия | 2393,98 | 8294,88 | 9,9 | 2625,6 | 1,15 |
Республика Татарстан | 3740,89 | 11193,53 | 16,5 | 3262,9 | 1,56 |
Удмуртская Республика | 3004,35 | 9427,49 | 26,2 | 3576,2 | 1,57 |
Чувашская Республика | 2529,6 | 7467,12 | 22,6 | 2568,7 | 1,24 |
Кировская область | 2752,89 | 9869,12 | 27,2 | 1,3 | |
Нижегородская область | 2641,89 | 8530,92 | 26 | 1,4 | |
Оренбургская область | 2081,36 | 8029,23 | 22,2 | 1,3 | |
Пензенская область | 3235,74 | 9658,47 | 25 | 1,4 | |
Пермская область (включая Авт. округ) | 3552,13 | 10742,39 | 23,9 | 2991,4 | 1,4 |
Коми-Пермяцкий автономный округ | 2490,6 | 8042,42 | 18,6 | 3884,4 | 1,2 |
Самарская область | 1931,94 | 7029,17 | 21,2 | 2721,3 | 1,44 |
Саратовская область | 1,11 | ||||
Ульяновская область | 2131,85 | 7105,25 | 24,8 | 2856,2 | 1,17 |
|
|
*Расходы консолидированного бюджета на образование на душу населения, руб. (с учетом коэффициента удорожания стоимости бюджетных услуг)
**Расходы консолидированного бюджета на общее образование в расчете на 1 учащегося за 2006 год, руб.
***Доля расходов на образование в расходах регионального консолидированного бюджета, проценты
****Среднемесячная заработная плата в отрасли "Образование", руб.
*****Соотношение среднемесячной заработной платы в отрасли "Образование" с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения
Дошкольное образование
Общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Индикаторы образования
Преподаватели
Рис. 1.
Доля преподавателей, проходивших за последние 3 года повышение квалификации
в разных формах (стажировки, летние школы, аспирантура и т.д.) (%)
Более 60% преподавателей на каждом образовательном уровне в течение последних трех лет проходили процесс повышения квалификации в той или иной форме. Чаще всего это прохождение обучения по программам повышения квалификации, прежде всего касающееся учителей школ (73,2% в 2006 г., 73,9% в 2008 г.), преподавателей системы НПО (63,3 и 62,6% соответственно), воспитателей детских садов (66,7% в 2007 г.). Существенно реже преподаватели разных уровней участвуют в стажировках (чаще всего — преподаватели вузов, 20,4% в 2006 г. и 23,3% в 2008 г.), в летних и т.п. выездных школах и семинарах (чаще всего — учителя школ, 22,5% в 2006 и 18.5% в 2008), в поездках и стажировках в рамках научного обмена и обмена преподавателями (чаще всего — преподаватели вузов, 7,9 и 8.9% соответственно), в магистерских программах и аспирантуре (чаще всего — преподаватели вузов, 14,5% в 2006 и 15,1% в 2008 г.). В целом в динамике участие преподавателей в различных формах повышения квалификации по большинству уровней образования несколько снизилось (школы, СПО), и лишь в системе ВПО наблюдался рост.
|
|
Рис. 2.
Доля преподавателей, занимавшихся в течение последних 2-х лет
научной работой в разных формах (%)
По всем категориям преподавателей в целом доля занимающихся научной работой за 2 года выросла. Чаще всего ведут научные исследования преподаватели вузов (69,3% в 2006 г и 76,9% в 2008 г.), на остальных уровнях образования эта доля не превышает 40%. Занятость научными разработками выросла среди школьных учителей с 33.6% до 36,3%, преподавателей СПО — с 29,4 до 33,7%, НПО — с 26,2 до 35,9%.
Учащиеся
Рис. 3.
Стоимость одного года обучения для учащихся, обучающихся на платной основе,тыс.руб.
Самая низкая стоимость года обучения — в системе НПО (около 6 тыс.руб. в регионах, 8 тыс. руб. в 2006 и 4 тыс.руб. в 2006 г. в Москве). Учащиеся учреждений СПО в среднем платили в регионах 12,5 тыс. руб. в 2006 г. и 17,6 тыс. руб. в 2008, а в Москве — соответственно 20,8 и 36,5 тыс. руб. Выросла стоимость обучения в региональных вузах (с 28,1 до 39,9 тыс. руб.) и Московских вузах с 57,1 до 74,5 тысяч рублей. Умеренный рост платы за обучение наблюдался в региональных школах (с 32,1 до 38,4 тыс.руб.), а в Московских школах оплата выросла в полтора раза: с 89,9 до 140,1 тыс.руб.
Рис. 4.
Доля учащихся, занимавшихся с репетитором (%)
Более четверти учащихся школ (28,4% в 2006 г. и 28,3% в 2008 г.) пользуются частными образовательными услугами (занимаются с репетитором). На остальных уровнях образования (НПО, СПО, ВПО) эта доля, как правило, не превышает 10%. Среди учащихся НПО занимались 9,1% в 2006 г., 12% в 2007 и 8,8% в 2008 г.; среди студентов вузов — соответственно 8,1%, 9%, 7,9%. Доля имевших репетитора студентов СПО выросла 7,5 до 9,7%.