Причинами плохого выхода керна являются:
1. механическое воздействие колонкового снаряда, приводящее вследствие вибрации к разрушению и истиранию керна;
2. действие на керн промывочной жидкости, размывающей керн или вымывающей некоторые компоненты;
3. возможность выпадения керна из колонковой трубы во время его извлечения из снаряда вследствие плохого заклинивания.
Основными задачами получения представительных керновых проб являются:
- защита керна от воздействия потока промывочной жидкости или создание потока, направления течения и слива которого благоприятствуют сохранности керна;
- защита керна от механических воздействий вращающейся колонковой трубы;
- надежный отрыв керна от забоя и удержание его в керноприемной трубе.
С целью повышения выхода керна, бурение ведется на пониженных скоростях, с минимальной осевой нагрузкой и минимальной подачей промывочной жидкости. Для повышения выхода керна предусматривается сокращение рейсопроходки до 1,0 - 0,5 м. Подъем снаряда с керном полезного ископаемого производится без резких рывков, толчков и ударов.
В случае если указанные мероприятия не обеспечат требуемый выход керна, должны быть применены специальные технические средства, обеспечивающие повышение выхода керна и его сохранность при подъеме на поверхность (двойные колонковые трубы, съемные керноприемники) [12].
В курсовом проекте предусмотрен один способ бурения - бурение сверху вниз. Сначала бурится основной ствол скважины, затем он тампонируется до отметки, с которой начинаем бурить дополнительный стол. Затем вставляем стационарный клин. Для того чтобы клин строго фиксировался на нужной нам отметке, в проекте применяется цементный раствор в качестве ликвидационного тампонирующего материала. Затем четко ориентируем клин по направлению бурения дополнительного ствола. Только потом с учетом всех необходимых мер предосторожностей, начинаем бурить дополнительный ствол.
Ликвидация скважин
Цель ликвидационного тампонирования скважины состоит в том, чтобы изолировать все водоносные пласты и пласты полезного ископаемого, подлежащего разработке, от поступления в них воды по скважинам и по трещинам из изолируемого водоносного пласта и устранить возможность циркуляции подземных вод по стволу скважины при извлечении обсадных труб и её ликвидации.
Для ликвидационного тампонирования проектируемых скважин применяется цемент. Т.к. скважины бурились с применением глинистого раствора, то перед тампонированием их необходимо промыть водой для разглинизации.
Цементный раствор через бурильные трубы нагнетается насосом (ликвидационный тампонаж проводится от забоя скважины). По мере заполнения скважины цементным раствором бурильные трубы приподнимаются. После подъёма насос и бурильные трубы промываются водой для очистки от остатков цементного раствора.
Объём необходимого цементного раствора равен объёму скважины и рассчитывается по формуле:
V= (p/4*D2*h1) + (p/4*D2*h2) + (p/4*D2*h3),
где D1,D2,D3 – диаметры коронок, которые применяются для бурения основного ствола;
h1, h2, h3 – интервалы бурения основного ствола скважины данными диаметрами.
V=(0,785*0,0932*5)+(0,785*0,0762*105)+(0,785*0,0592*690)= 0,03+0,48+1,89=2,4м3.
Плотность цемента 3,15г/см3, плотность цементного раствора 1,84г/см3.
После проведения ликвидационного тампонирования на устье скважины устанавливают обсадную трубу с цементной пробкой, где отмечается номер, глубина скважины.
Техника безопасности
1. Работы по бурению могут быть начаты только на законченной монтажом буровой установке при наличии геолого-технического наряда, и после оформления акта о приемке буровой установки в эксплуатацию.
2. Буровая установка должна иметь подъездные пути, обеспечивающие беспрепятственный подъезд к ней.
3. До спуска буровой установки должна быть тщательно проверена работа всех механизмов. Выявленные недостатки подлежат устранению до ввода буровой установки в эксплуатацию.
4. оборудование, инструмент, полы, лестницы и перила буровых установок должны содержаться в исправности и чистоте.
5. Все рабочие и инженерно-технические работники, занятые на буровых работах, должны работать в защитных касках.
6. Расстояние то буровой установки до жилых помещений и производственных помещений, железных и шоссейных дорог должно удовлетворять нормам противопожарной безопасности и быть не менее полуторной высоты ее вышки (мачты).
7. К верховым работам при монтаже и демонтаже вышек и мачт допускаются только опытные монтажники, специально обученные безопасному ведению работ.
8. Буровые вышки должны иметь рабочие площадки с укрытием для бурового рабочего от неблагоприятных атмосферных условий. Основание площадок должно быть изготовлено из прочного материала.
9. Вышки и мачты буровых установок в районах, где возможны полеты самолетов на высоте, соизмеримой с высотой вышки или мачты, должны иметь сигнальные огни.
10. Рабочие места бурового мастера и его помощника на самоходных и передвижных буровых установках должны иметь прочный настил из досок и укрытия от неблагоприятных атмосферных условий.
11. При монтаже вышек и мачт запрещается использование неисправных деталей и узлов крепления.
12. Сооружение буровой установки, размещение оборудования, устройство отопления, освещения должны производиться в соответствии с утвержденными проектами, техническими требованиями эксплуатации оборудования и типовыми схемами монтажа, утвержденными руководством экспедиции, треста.
13. При неисправности электрооборудования (замыкание, образование искр, появление сильного нагрева, дыма и т.д.) необходимо отключить общий рубильник и вызвать дежурного электромонтера.