PEST-анализ макроокружения

Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей:

1) макросреды (отдаленного окружения);

2) микросреды (отраслевого или ближнего окружения).

Еще сравнительно недавно в отраслевом окружении обычно рассмат­ривались поставщики сырья, покупатели продукции предприятия, конку­ренты и торговые посредники. Однако по мере развития стратегического маркетинга, который ориентирован не только на исследование потре­бителей и конкурентов, а на все заинтересованные группы), состав отраслевого окружения расширился. Считается, что микросреда включает все эти заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной дея­тельности предприятия. Это акционеры, поставщики, местные организа­ции, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные; организации.

Макросреда формируется исходя из общих факторов, которые не ка­саются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.

Стратегическими факторами макросреды считаются такие направле­ния ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реали­зации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.

Считается, что полезно рассмотреть четыре узловых направле­ния, анализ которых получил название PEST-анализ (PEST — по первым буквам английских слов Political-legal (политико-правовые), Economic (экономические), Sociocultural (социокультурные), Technological (техно­логические)).

 

 

Рисунок 6.1 – Основные направления анализа факторов

 

Рассмотрим факторы, влияющие на жизнедеятельность ТзЖБИ.

Таблица 6.1 – PEST-анализ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
– Текущее законодательство на рынке: важно следить за изменениями норм и требований для производства железобетонных изделий; – Регулирующие органы и нормы: важно соблюдать нормы и подчиняться государственным органам для соблюдения закона; – Государственное регулирование конкуренции: поможет защитить государственные предприятия от произвольной конкуренции нелегальных организаций; – Экологическое законодательство: регулирует вред, наносимый природе «грязными» предприятиями   – Экономическая ситуация в стране: если в стране экономический кризис, тогда соответственно уменьшится объем производства и наоборот; – Уровень инфляции: высокий уровень инфляции не позволит большей части населения приобретать продукцию; – Общие проблемы налогообложения: увеличение налогов может привести к большим финансовым затратам; – Платежеспособный спрос: важный фактор, т.к. если большая часть населения не будет обладать платежеспособностью, то и не сможет покупать заявленную продукцию; – Уровень безработицы: в экономике все взаимосвязано – большая безработица приведет к резкому снижению спроса на выпускаемую продукцию, которая не является продукцией первой необходимости  
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
– Демографическая ситуация: к примеру, если в регионе преобладает население пожилого возраста, оно будет менее заинтересовано в приобретении железобетонных изделий; – Структура доходов и расходов: если расходы части населения на товары первой необходимости превышают доходы, то меньше средств на приобретение железобетонных изделий; – Тенденции образа жизни: если население региона по традиции строит дома из дерева - меньше нужды приобретать бетон и кирпичи; – Реклама и связи с общественностью: чем больше раскручена реклама предприятия, тем больше спрос населения на выпускаемую продукцию – Развитие конкурентных технологий: это может значительно повысить качество продукции, а следовательно установится довольно устойчивый спрос; – Затраты на НИОКР: чем больше вложений научно-исследовательские разработки, тем больше шансов развить высокую технологию производства продукции; – Уровень «зрелости» технологий: только проверенные временем технологии могут гарантировать хороший результат; – Потенциал инноваций: быстро развивающееся предприятие, идущее по пути внедрения инновационных технологий, имеет больше шансов на успех у покупателей; – Защита интеллектуальной собственности: возможность защитить собственные научные разработки предприятия от плагиата и копирования

 

На основе проведенного анализа можно сделать вывод:

Завод должен внимательно следить за изменениями факторов косвенного влияния и в случаи их изменения подстраивать свою деятельность к новым условиям работы.

SWOT-анализ

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Проведение первичного стратегического анализа осуществляют с помощью составления матрицы SWOT анализа. Методология построения матрицы заключается в том, что с начала весь мир делится на две части – внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей на - благоприятные и неблагоприятные:

– Силы – слабости;

– Возможности – угрозы;

– Внешние – внутренние.

При составлении SWOT анализа учитываются следующие факторы:

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

1. Четко проявляемая компетентность

2. Адекватные финансовые источники

3. Высокое искусство конкурентной борьбы

4. Хорошее понимание потребителей

5. Признанный рыночный лидер

6. Четко сформулированная стратегия

7. Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

8. Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

9. Проверенное надежное управление

10. Надежная сеть распределения

11. Высокое искусство НИОКР

12. Наиболее эффективная в отрасли реклама

Потенциальные внутренние слабости (W):

1. Потеря некоторых аспектов компетентности

2. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

3. Рыночное искусство ниже среднего

4. Отсутствие анализа информации о потребителях

5. Слабый участник рынка

6. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

7. Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

8. Устарелые технология и оборудование

9. Потеря глубины и гибкости управления

10. Слабая сеть распределения

11. Слабые позиции в НИОКР

12. Слабая политика продвижения

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

1. Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

2. Расширение диапазона возможных товаров

3. Благодушие конкурентов

4. Снижение торговых барьеров в случае выхода на внешние рынки

5. Благоприятный сдвиг в курсах валют

6. Большая доступность ресурсов

7. Ослабление ограничивающего законодательства

8. Ослабление нестабильности бизнеса

Потенциальные внешние угрозы (Т):

1. Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения вода новых рыночных сегментов

2. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

3. Ожесточение конкуренции

4. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

5. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

6. Усиление требований поставщиков

7. Законодательное регулирование цены

8. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнес

В таблице 6.2 представлен SWOT-анализ деятельности ЗАО «ТзЖБИ»

 

Таблица 6.2 – Корреляционный SWOT-анализ

 

Возможности

Угрозы

Рост спроса на выпускаемую продукцию Льготы предприятиям, осуществляю щим инновационную деятельность Конку ренция Усиление требований к качеству продукции у покупателей

Сила

Большой опыт работы (см.пункт 1) Отлаженная система работы Высокая вероятность использования ситуации для своей выгоды Вероятность обойти конкурентов Разработка новых продуктов повышенного качества
Высокая квалификация персонала Меньше риск выпустить некачественную продукцию Высокая вероятность использования ситуации для своей выгоды Вероятность обойти конкурентов   Возможность повышать качество товара без затрат на обучение
Широкий ассортимент продукции (см. пункт 1) Возможность быстро среагировать на ситуацию и затратить меньше времени на реализацию продукции Изучение и анализ появившихся новых технологий производства продукции Большая вероятность приобретения продукции у завода, а не у предприятий-конкурентов Повышать качество имеющейся продукции

Слабость

Слабо развита сбытовая сеть   Развивать сбытовую сеть   Развивать сбытовую сеть   Искать новые точки сбыта   Усилить контроль перед сбытом
Внедрение инновационных технологий   Проводить научные исследования Развивать и внедрять новые технологии производства Проводить научные исследования Делать больше вложений в НИОКР для повышения качества товара

 

Таким образом мы вывели те сильные стороны которые могут дать фирме реальные конкурентные возможности в будущем и которые надо развивать, и те слабые стороны, которые становятся существенным тормозом в конкурентной борьбе и которые нужно устранить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: