Последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на издательском бизнесе

 

Бурное и интенсивное развитие российского издательского рынка было сильно подорвано мировым финансовым кризисом, который накрыл всю мировую экономическую систему в 2008 году и с последствиями которого даже сейчас всё ещё борются многие бизнес - структуры.

При сохранении и даже увеличении себестоимости производства газет и журналов, а также затрат по их распространению, рекламные доходы, объёмы печатных изданий и загрузка полиграфических предприятий в 2009 году резко упали. На кризисную обстановку в мире именно печатные СМИ страны отреагировали одними из самых первых. Осенью 2008 года началась массовая ликвидация неэффективные изданий, приостановилось финансирование новых проектов, выросли отпускные цены, сократились расходы на полиграфические работы и услуги. Практически все издания резко уменьшили свои объёмы.

Последствия кризиса:

§ 2009 год оказался едва ли не самым сложным в истории российской индустрии печатных СМИ

§ Падение рекламных поступлений на 42% (данные АКАР), по крупнейшим издателям - 15-22%

§ Перераспределение и сокращение читательского спроса, особенно на дорогие издания

§ Потеря качества и объема ряда изданий, особенно в регионах

§ Рост цен на услуги дистрибуции (реформа ЕНВД для розничных компаний) и на издания

§ Дорогие кредиты, сокращение внешних и внутренних инвестиций

§ Возврат к нецивилизованным методам на рынке (откаты, демпинг, "серые" схемы, пр.)

Мировой финансовый кризис больно ударил по журнальному рынку. Реклама в печатных СМИ за год упал на 43%. Но самые крупные мировые издатели всё - таки смогли удержаться на плаву и продолжают свою работу.

В2010 году ситуация на рынке СМИ приходит в состояние равновесия. Открываются и планируются новые проекты, увеличиваются объёмы изданий. В связи с этим появляются положительные прогнозы развития рынка СМИ:

 

Рисунок 2 - Прогноз развития рекламного рынка России на ближайшие 5 лет.

 

Глядя на общую картину, российские издательские дома достойно отреагировали на сложнейшую ситуацию, сложившуюся на мировом рынке и по целому ряду направлений боролись с кризисом довольно успешно. Организации проводили политику, благодаря которой смогли без особых финансовых затрат и потерь выйти из кризиса. Издательства проводили оптимизацию расходов, повышали эффективность своей работы, доводили до совершенства свою стратегию и тактику. Где-то кризис даже пошел на пользу, так как издательский рынок избавился от многих нерентабельных проектов.

И всё - таки чтобы удержаться на плаву издательским домам всё время нужно внедрять новейшие инновации и технологии в свою деятельность. Издательский бизнес должен идти в ногу со временем, иначе аудитория обратится к более доступным и удобным источникам для получения информации, например к Интернету. Чтобы этого не произошло, издательствам следует:

Продолжить работу, связанную с продлением отмены таможенных пошлин на ввоз в Россию мелованной бумаги, предоставлением предприятиям печатных СМИ права на уплату пониженных ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период до 2015 года, снижением для них налога на прибыль с 24% до 20% и переводом таких предприятий на уплату данного налога по фактически полученной прибыли.

Рассмотреть возможность выделения индустрии СМИ (печатные и электронные) и книгоиздания в отдельный класс ОКВЭД с последующей реализацией комплекса мер, направленных на законодательное и иное правовое стимулирование предприятий отрасли печати к снижению издержек производства и конечных цен на свою продукцию за счёт предоставления печатным СМИ права на списание нереализованного тиража в пределах до 30% от его объёма, отмены предоплаты НДС и налога за распространение бесплатных тиражей; снижения ставки НДС до 10% при распространении газет и журналов по подписке и др. пока не реализованных мер.

Готовиться к тому, что профессия "издатель печатных СМИ" трансформируется в "производителя и распространителя контента", объединять отраслевые усилия для создания эффективных сетей и логистических центров распространения традиционных и нетрадиционных продуктов печатных СМИ (газет, журналов, мобильных копий и пр.). Осуществить переход от издания только печатных копий газет и журналов к созданию медиабрендов на мультимедийных платформах, для чего сосредоточиться на стратегии обновления производства и распространения СМИ, а также повышении квалификации их кадров.

Не отказываясь от традиционных "бумажных" продуктов, внимательно отслеживать мировые тенденции их трансформации в цифровые носители и следовать этим тенденциям, менять мышление и стереотипы, утвердиться в мысли, что Интернет - не обременение, а новые возможности расширения аудитории и доходов.

Другими словами, бумажные и электронные форматы в сочетании с интерактивными интернет-сайтами, применением e-paper, децентрализацией печати, уникальные рекламные предложения издателей в постоянном взаимодействии с IT-компаниями должны носить комплексный характер для поиска, экспериментов и организации прорывов. [1]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: