Глава 4. Тайнопись орнамента русского костюма

Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это должна была уметь каждая женщина. Недаром царь в сказке «Царевна-лягушка» сначала проверяет, умеют ли невесты хлеб печь и рукодельничать, а потом на пир приглашает.  С 4-7 лет девочки начинали готовить себе приданое и сами старательно украшали одежду. Слава девушки – рукодельницы обеспечивала ей счастливое замужество и семейное благополучие. Достаточно вспомнить сказку «Василиса Прекрасная», чтобы в этом убедиться: «Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так у неё и горит, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. <…> К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили».<…> Царь, увидев полотно, приказал сшить ему рубашек, а, получив дюжину сшитых Василисой рубашек, захотел увидеть рукодельницу, влюбился и женился на ней. Талант мастерицы вознаграждён счастьем[8].

Вышивка крестьянского костюма не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались различные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Но если внимательно всмотреться, то обнаруживается, что при всем этом многообразии в декоре одежды есть нечто общее: вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.

В своей работе вышивальщицы использовали хлопчатобумажные, шелковые нитки. В одних случаях использовалась канва, в других вышивка велась по счету волокон, которые хорошо просматриваются на домотканом холсте, на покупных же тканях просто "на глаз".

Широко распространена была техника вышивки "по счету", или "счетная гладь". "По счету" вышивали борики, собранные на вороте и запястьях рубах, на верхе сарафанов и т.д.

Простым крестом вышивались элементы мужских рубах – косовороток полики женских рубах.

Мужские рубахи-косоворотки без стойки, сарафаны, нарядные нарукавники обильно расшивалась поддевчатым швом, называвшимся так же "верхошов" и "соты".

Край ворота и низ рукава женских рубах часто обшивался швом "в замок", известным в наше время как "обметочный".

При расшифровке вышивок на костюмах и полотенцах очень важно правильно установить технику вышивки, если она имеется, места ее расположения на одежде, рисунок, материал, а так же цветовую гамму ниток, ее соотношение с цветом ткани костюма[13].

Обережная вышивка для одежды ребёнка отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, род мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги,  в двенадцать лет, обереги менялись, становились более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила. В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом [16].

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Русский народ вынес и сохранил довольно много древних знаков-символов, знаков-оберегов. Значительная часть из них получила свое дальнейшее развитие.

 Самым устойчивым и повсеместно распространенным оказался знак пресветлого, лучезарного солнца - геометрический ромб, который у древних славян и во многих местах России считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца.

 Вторым по распространенности элементом узора можно считать крест. Техника вышивания крестом не только сохранилась с давних времен, но и успешно применяется сегодня. Кое-кто относит крест к культу христианской религии, но это происходит отчасти по невежеству, а отчасти по незнанию истории его возникновения. Мотив креста ничего общего с христианской эмблемой распятия Иисуса Христа не имеет. Этот знак относится к европейским, а также восточным дохристианским символам.

У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками, сам же знак креста был символом человека и притом мужчины, находящегося среди божества. Славяне-язычники умерших князей и жрецов сжигали на больших насыпных курганах. Сам ритуал погребения и курган-могила символически обозначались крестом, но не простым, который символизировал человека, а "горящим". Это был все тот же крест, но с линейными отводами ото всех его концов. "Горящий крест" означал и усопшего человека, и могилу. Сдвоенный крест, который теперь вышивальщицы называют "болгарским", обозначал семью, а точнее, жену и мужа.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами.

Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездочкой. Восьмиконечная звезда символизировала большую семью. Строилась она в виде креста из двух удлиненных широких прямоугольных плашек. Со всех концов плашек делалась треугольная выемка. Таким образом, получалась правильная восьмиконечная звезда. Эта деталь в малороссийском художественном ткачестве называлась роза.

Круг с небольшим крестом посередине символизировал неразрывный, замкнутый и нерушимый союз бога Ярилы с человеком, а двойной круг, более малый и большой, обозначал, что добро не всегда стопроцентно остается добром, в нем содержится и частица зла - малый круг посередине большого. Верили в то, что добра на земле все же, больше, чем зла, и эта вера отражалась и закреплялась в сознании человека большим кругом - солярным знаком. Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять - растения.

Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви[16].

Часто в центре композиции орнамента встречается женская фигура с поднятыми вверх руками, окружённая по обе стороны птицами или держащая под уздцы двух коней, на которых восседают всадники. По мнению Б.А.Рыбакова[10], это фигура Макошь (Мокошь,Макоша, Макеша) –– одной из главных богинь восточных славян, жены громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина. Это мать хорошего урожая, это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, подательница благ, а ещё она богиня судьбы, её атрибут – рог изобилия. Макоша связывала отвлечённое понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству. Стригла овец. Пряла, наказывала нерадивых. Она покровительствовала браку и семейному счастью.

В книге Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян» анализируется и композиция женской фигуры с двумя оленями. Учёный считает, что это отождествление рожаниц-богинь плодородия. В Словаре славянской мифологии читаем: «В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Медведицы Большой (древнерусское название Лось) и Малой. Их так и представляли себе: женщинами-лосихами» [11].

Позже Рожаницы, по мнению учёного,  персонифицировались – получили имена собственные: Макошь, Злая Баба, Дидилия и т. д. 

Идея «света» (в средневековом понимании- Вселенной) выражена в вышивках как жестами обращения к небу, к «белому свету», так и множественными солярными знаками, окружающими центральную женскую фигуру. Изображение богини отмечено знаком солнца, вместо головы у неё лучистый ромб - со звёздочками. Двуглавые кони и птицы, названные Б.А. Рыбаковым и другими исследователями, «ладьями» являются позднейшим изображением солнца: днем солнечную колесницу влекут по небу кони, а ночью – утки, гуси или лебеди.    

Таким образом, узоры русской вышивки тесно связаны с заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Девушки вышивали их, как правило лишь весной, до начала полевых работ, они словно просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили, пусть так будет всегда.

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы, следует отметить, что русский традиционный костюм представляет собой уникальное явление народной культуры и является для нас своеобразной книгой, энциклопедией русского быта и традиций.

Традиционный костюм (особенно женский), распространённый на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России, самыми распространёнными из которых являются комплексы с сарафаном (северный костюм) и с понёвой (южный костюм).

Характерной особенностью русского традиционного костюма является и многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора.

Немыслимо представить старинный народный костюм без вышивки. «Народную вышивку – эту первую систему кода, изобретённую людьми и имевшую для них магический смысл – изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, и сколько ещё «открытий чудных» таят в себе простенькие узоры, заключающие в себе сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений. Так несказанная красота переплелась с глубоким смыслом в столь обыденных вещах, как русская народная одежда»[ 1].

Выработанная народом художественная орнаментальная система ни в коем случае не служит простой суммой знаков. Наоборот, получилась конкретная орнаментальная форма, точнее, система неписаных правил практического использования в жизненном обиходе накопленных многими поколениями магических культовых знаков. По этим правилам знаки превращались в орнаментальное национальное искусство, органически связанное с утилитарными функциями предметного мира и, в частности, народной одежды.

Древнерусский орнамент - часть живой истории русского народа, вобравший в себя столетия, от язычников до сегодняшнего дня. Он, несомненно, явился глубоким выражением мощи духовной жизни народа, создавшего его.

       

 

 

Список литературы

 

1. Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён. – Саратов: Детская литература, 2001. – 352с.

2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород: Русский купец, 1995. – 368 с.

3. Домострой / Сост., вступ. Ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304с.

4. Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993. - 320с.

5. Павловская В.магия русского костюма// Наука и религия. – 1993. - №5.

6. Панкеев И.А. [и др.]. Круг земного бытия. Обряды, обычаи, молитвы. – М.: Терра, 1997. - 336с.

7. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. Москва: Олма-Пресс, 1999.- 542с.

8. Поди туда – не знаю куда…: Русские волшебные сказки. – Москва: Республика, 1994. – 188 с.

9. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н.Соснина, И.Шангина. – СПб.: Искусство – СПБ, 1999. – 400 с.

10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Издательство Наука, 1981.- 350с.

11. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI – XVII в. – М.: Владос, 1997. - 336с.

 

Интернет-ресурсы

12. http://1.www.narodko.ru. Мужской головной убор.

13. http://3.www.narodko.ru/article/ornament/ Вышивка народного костюма.

14. www.rustm.net/catalog/article/1303.html Орнамент русского народного костюма как оберег. Его связь с охранной магией.

15.www.prosv.ru/ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/10.htm «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Методическое пособие к учебнику. 5 класс.

16. www.stitchua.com/articles/744.html Обереги своими руками.

 



Приложение. Словарь терминов

Гашник – шнурок, продёрнутый в верхней части штанов, а также верхняя кромка штанов.

Голошейка – термин употребляется по отношению к разным видам одежды.

1. Мужская нательная рубаха без воротника туникообразного покроя.

2. Женская рубаха с открытым воротом без рукавов. Термин известен в Рязанской губернии.

Жерелок  - шейный платок, ворот, воротник рубашки, отсюда и происхождение слова ожерелье.

Занавеска (завеска) - передник, принадлежность женского будничного и праздничного костюма.

Зипун – русский кафтан без козыря (стоячего воротника).

Кика (кичка) – головной убор замужних женщин, с рогами.

Косоворотка – мужская рубаха, тканная из льняных, конопляных, хлопчатобумажных нитей домашнего и фабричного изготовления, шёлка.

Крашенина – холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

Накосник  (косник) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.

Плахта – головной, золототканый платок.

Понёва – поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх белой холщовой рубахи.

Порты – мужская нательная или верхняя поясная одежда из различных тканей, носилась вместе с рубахой и поясом.

Сорока – головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно.

Тафта – тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В 21 веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

Шушпан – нагрудная женская одежда из белого, изредка тонкого сукна, полусукна домашней выработки, а также из белого холста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: